Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Аналитика

Распечатать 26.01.2018

Новации законодательства 2017 года, направленные на исключение излишних требований к субъектам хозяйствования и дальнейшее совершенствование контрольной (надзорной) деятельности

В течение 2017 г. в Беларуси наблюдался активный процесс позитивных изменений в области законодательно-правовых условий предпринимательской деятельности.

Так, Декретом Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 г. №2 были внесены изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет), направленные на совершенствования порядка создания и ликвидации субъектов хозяйствования.

В целях сокращения административных процедур и ускорения начала осуществления предпринимательской деятельности предусмотрена возможность открытия банковского расчетного счета одновременно с регистрацией субъекта хозяйствования на основании представления регистрирующего органа.

Для улучшения инвестиционного климата и отмены излишних ограничений по участию юридических и физических лиц в создании новых субъектов хозяйствования исключено ограничение по созданию дочернего предприятия в случае наличия у его учредителя не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств.

Изменен подход к процедуре признания государственной регистрации субъектов хозяйствования недействительной в случае представлении ими в регистрирующий орган не соответствующих действительности сведений. При рассмотрении данной категории дел судами подлежат учету характер допущенных нарушений, наличие ущерба и иные имеющие значение для дела обстоятельства.

Регистрирующие органы наделены правом на ликвидацию субъекта хозяйствования, не осуществляющего предпринимательскую деятельность в течение 24 месяцев подряд, тогда как до принятия Декрета такое решение принималось при неосуществлении указанной деятельности в течение 12 месяцев подряд и при условии ненаправления сообщения о причинах ее неосуществления.

При этом Декретом ограничен срок (не более трех лет) на право налоговых и иных уполномоченных органов обращаться в суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной, их ликвидации (прекращении деятельности), а также право субъектов хозяйствования на обжалование действий (бездействия) регистрирующих органов.

Согласно положениям Декрета субъект хозяйствования, принявший решение о самоликвидации, вправе для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг.

Наличие аудиторского заключения и отчета позволит налоговым и таможенным органам, Белгосстраху представить регистрирующему органу необходимые для ликвидации субъекта хозяйствования справки или сведения без проведения его дополнительных проверок.

Декретом также закреплена возможность подачи субъектами хозяйствования документов о ликвидации (прекращении деятельности) в электронном виде и определен механизм приостановления деятельности индивидуальных предпринимателей в связи с прохождением ими срочной военной или альтернативной службы, нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет) минимизирует вмешательство государственных органов и их должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою деятельность перед обществом при сохранении необходимого уровня контроля и управляемости в экономике со стороны государства.

Для этого в Декрете заложены следующие подходы:

1) уведомительный порядок осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности;

Их перечень охватывает сферы, в которых сосредоточено примерно 95 % малого и среднего бизнеса. Среди них:

- предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;

- предоставление бытовых услуг;

- предоставление услуг общественного питания;

- предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом;

- оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств;

- оказание туристических услуг;

- производство одежды и т.д.

Для данных видов деятельности достаточно подать уведомление в исполком через службу «одно окно» (также возможно направление почтового отправления с уведомлением о вручении) либо с помощью портала электронных услуг. На следующий день лицо вправе осуществлять заявленный вид экономической деятельности. При этом, подавая уведомление, субъект хозяйствования берет на себя ответственность за соответствие своей деятельности законодательству.

2) Утверждение общих (единых) требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

Эти требования максимально систематизированы и сокращены.

Из действующих прежде 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц сохранены лишь 62 пункта. Большой объем санитарных требований к бизнесу (14 документов, включающих более 1100 пунктов) реализован в Декрете в виде 81 пункта. Ветеринарные требования, насчитывающие сегодня 15 документов и более 2200 пунктов, сокращены до 205 пунктов.

Предусмотренные Декретом общие требования безопасности обязательны для всех субъектов экономической деятельности. Положения иных ТНПА, содержащих требования в данной сфере, имеют для предпринимателей сугубо рекомендательный характер до момента их отмены.

3) Отмена использования субъектами хозяйствования печатей и их замена электронными средствами аутентификации и идентификации (электронной цифровой подписью).

Эта мера позволит исключить излишнюю бюрократию в бизнесе и будет коррелировать с передовой международной практикой ведения дел.

4) Установление запрета до 2020 г. на введение новых налогов и повышение налоговых ставок, что призвано содействовать стабилизации финансовой деятельности предприятий.

5) Максимальное упразднение административных барьеров, связанных с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации.

Так, субъектам хозяйствования, занятым в сфере торговли и общественного питания, уже не нужно обращаться в исполкомы за согласованием режима работы магазинов, ресторанов и кафе. Исключение сделано только для заведений, работающих в ночное время (с 23:00 до 7:00). Открывать кафе и магазины можно без согласования схемы их размещения, утверждаемые местными органами власти. Рестораторы могут самостоятельно определять ассортиментные перечни без добавления не востребованной клиентами, но «обязательной» продукции общественного питания.

В сфере транспортной деятельности отменено требование об обязательности оформления путевых листов для осуществления перевозок пассажиров и багажа в нерегулярном сообщении.

Разрешен наболевший вопрос с перепрофилированием помещений, чтобы на месте парикмахерской открыть магазин, и наоборот. Теперь предприниматели могут использовать имеющиеся у них площади без изменения назначения объектов недвижимого имущества, если при этом не требуется проведения строительно-монтажных работ и не нарушаются права и интересы иных лиц.

Отменен ряд иных излишних и экономически затратных требований и ограничений для бизнеса в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли и т.д.

6) Установлена ответственность руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия. В частности, за непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если нет признаков преступления или иного административного правонарушения, предусмотрен штраф в размере от 10 до 200 базовых величин.

Данная мера на фоне либерализации требований к экономической деятельности призвана повысить ответственность бизнеса за свою деятельность перед обществом и государством.

7) С 1 января 2018 г. субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазин, оказывающие (предоставляющие) посредством информационного ресурса в глобальной компьютерной сети Интернет услуги (права), связанные с размещением на ресурсе информации о субъекте торговли или о продаже им товаров, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина или адресацию (гиперссылку) на него, вправе применять упрощенную систему налогообложения в порядке и на условиях, определенных главой 34 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Основные положения Декрета вступают в силу 26 февраля 2018 г. До этого времени Правительство совместно с местными органами власти и деловым сообществом должно провести масштабную работу по реализации его положений, а также обеспечить приведение в соответствие с Декретом иных актов законодательства.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (далее – Указ) с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года на территории малых поселений установлены особые условия налогообложения при осуществлении розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в сельской местности и малых городских поселениях.

Так, согласно Указу:

1) юридические лица, независимо от форм собственности, места государственной регистрации, средней численности работников:

– освобождаются от налога на добавленную стоимость при осуществлении деятельности, связанной с розничной торговлей, общественным питанием, бытовыми услугами на территории сельской местности;

– исчисляют и уплачивают налог на прибыль по ставке 6% (стандартная ставка 18%) при осуществлении деятельности, связанной с розничной торговлей, общественным питанием и бытовыми услугами на территории сельской местности;

– освобождаются от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на территории сельской местности и полностью или частично используемых для осуществления деятельности, связанной с розничной торговлей, общественным питанием, бытовыми услугами;

2) юридические лица, независимо от форм собственности, места государственной регистрации, средней численностью работников за месяц не выше 15 человек (микроорганизации):

– освобождаются от налога на добавленную стоимость при осуществлении деятельности, связанной с общественным питанием и бытовыми услугами на территории малых городских поселений;

– исчисляют и уплачивают налог на прибыль по ставке 6% (стандартная ставка 18%) при осуществлении деятельности, связанной с общественным питанием и бытовыми услугами на территории малых городских поселений;

– освобождаются от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на территории малых городских поселений и полностью или частично используемых для осуществления деятельности, связанной с общественным питанием и (или) бытовыми услугами;

3) индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками подоходного налога от индивидуальной предпринимательской деятельности:

– исчисляют и уплачивают подоходный налог по ставке 6% (стандартная ставка 16%) при осуществлении розничной торговли на территории сельской местности и общественного питания и (или) бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений;

4) индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей:

– уплачивают единый налог в размере 1 базовой величины в месяц при осуществлении розничной торговли на территории сельской местности и общественного питания на территории сельской местности и малых городских поселений;

– уплачивают единый налог в размере 1 базовой величины в месяц при оказании бытовых услуг, определенных Указом № 345, на территории сельской местности и малых городских поселений.

Следует отметить, что действие Указа не распространяется:

- на розничную торговлю автомобильным топливом (дизельным топливом, автомобильным бензином, газом, используемым в качестве автомобильного топлива), механическими транспортными средствами, самоходными машинами, прицепами (полуприцепами, прицепами-роспусками), ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- на оказание бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Согласно п.4 Указа перечни льготных населенных пунктов и территорий будут утверждаться решениями областных советов депутатов.

Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 г. № 338 «О налоговом консультировании»(далее – Указ) предусмотрено создание в Беларуси института налоговых консультантов.

В частности, установлено, что такие лица будут оказывать субъектам хозяйствования услуги по консультированию в сфере налогообложения, представлению интересов в государственных органах и организациях, ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению отчетности. При этом налоговые консультанты несут полную материальную ответственность за качество и результат своей деятельности.

В качестве налоговых консультантов могут выступать индивидуальные предприниматели, получившие специальный аттестат, и коммерческие организации, имеющие в своем штате не менее одного работника, которому выдан соответствующий документ. Квалификационный аттестат налогового консультанта выдается по результатам сдачи экзамена в Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь.

Министерству по налогом и сборам по итогам рассмотрения отчета Палаты налоговых консультантов о своей деятельности за 2018 год поручено внести предложения о передаче ей функций, связанных с наделением и лишением статуса налогового консультанта, ведением Единого реестра налоговых консультантов.

Указ вступил в силу с 24 декабря 2017 г.

В целях активизации вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность посредством создания дополнительных условий для самозанятости граждан принят Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» (далее – Указ).

Указом предусмотрено расширение перечня видов ремесленной деятельности, которые граждане вправе осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – в перечень включены все виды творчества, осуществляемые на основе ручного труда.

Указом уточнены места и способы реализации изготовленной ремесленниками продукции. Так, помимо продажи своих изделий на рынках, ярмарках и в иных местах, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, а также на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, ремесленники вправе реализовывать свои изделия в мастерских; с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет; путем пересылки (в том числе международным почтовым отправлением), а также путем доставки продукции по указанному потребителем адресу любым видом транспорта.

Увеличено с одного до трех количество учеников, которых ремесленник вправе одновременно обучать ремесленной деятельности.

Данные изменения вступают в силу с 12 января 2018 года.

Указ Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 г. № 365 «О развитии агроэкотуризма»(далее – Указ) закрепил право граждан, проживающих в сельской местности и имеющих земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, заниматься агроэкотуризмом без изменения целевого назначения этих земельных участков. Ранее оказывать услуги в сфере агроэкотуризма могли исключительно граждане, имеющие в пользовании земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства.

Документ предусматривает комплексное совершенствование отношений в сфере агроэкотуризма, направленное, прежде всего, на устранение административных барьеров, тормозящих развитие этого вида деятельности. Субъектам агроэкотуризма предоставляется право оказывать широкий ряд дополнительных услуг, сопутствующих этому виду деятельности, в том числе проводить презентации, юбилеи, банкеты.

Указ будет содействовать повышению как туристической привлекательности страны, так и вовлечению в экономическую деятельность населения, проживающего на территории сельской местности.

Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (далее – Указ) расширен перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской.

Физические лица без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя могут дополнительно осуществлять 12 видов деятельности:

- реализация на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;

- предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;

- выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;

- ремонт часов, обуви;

- ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;

- сборка мебели;

- настройка музыкальных инструментов;

- распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

- производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;

- штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;

- оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;

- парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру.

Для того, чтобы приступить к осуществлению деятельности, предусмотренной Указом, физические лица в соответствии с нормами главы 35 Налогового кодекса Республики Беларусь обязаны до начала осуществления деятельности:

1) подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление с указанием вида деятельности, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности. На основании представленного письменного уведомления налоговый орган исчислит единый налог исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором будет осуществляться деятельность.

2)  уплатить исчисленную налоговым органом сумму единого налога.

На физических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную Указом, не возлагается обязанность по соблюдению установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств, порядка ведения учета полученных доходов и порядка представления в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) в связи с осуществлением деятельности.

Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ)внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь».

В частности, вместо плановых проверок будут иметь место выборочные проверки, проведение которых в отношении проверяемого субъекта возможно только при наличии комплекса оснований.

Предусматривается смещение акцента на профилактическую работу, расширение применения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых меры ответственности применяться не будут, если проверяемый субъект устранит выявленные нарушения.

Кроме того, сокращены основания для назначения внеплановых проверок. При этом в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов факты и обстоятельства, послужившие причиной для назначения данной внеплановой проверки.

Вместе с тем исключается возможность давать поручения на проведение проверки по находящимся в производстве правоохранительных органов материалам. Проверки будут проводиться только по возбужденному уголовному делу.

Также исключена возможность вынесения предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта, его цехов, оборудования, производства. Руководитель предприятия на основании рекомендаций проверяющих должен сам решать, приостанавливать свою деятельность или нет. Но при этом руководитель несет ответственность за свои действия, связанные с устранением выявленных нарушений.

При Комитете государственного контроля предусматривается создание Межведомственного совета по контрольной (надзорной) деятельности, основной задачей которого будет анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. При выявлении негативных тенденций в работе контролирующих органов Межведомственный совет уполномочен выносить рекомендации об устранении нарушений. В случае если данные рекомендации не будут выполнены контролирующими органами, соответствующая информация будет доводиться до сведения Правительства и Главы государства.

В целях стимулирования деловой активности в сфере бытового обслуживания, создания новых рабочих мест, обеспечения качества и доступности бытовых услуг в сельской местности 28 июня 2017 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 227 «Об обеспечении качества и доступности бытового обслуживания» (далее – Указ).

Так, с момента вступления в силу Указа (с 1 июля 2017 г.) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим бытовые услуги населению, выделяются средства местных бюджетов в форме субсидий на:

- приобретение сырья, материалов и комплектующих, необходимых для оказания бытовых услуг населению;

- приобретение, ремонт транспортных средств и оборудования, используемых для оказания бытовых услуг, и запасных частей к ним;

- строительство объектов бытового обслуживания, расположенных в сельской местности, в том числе их текущий и капитальный ремонт, реконструкцию.

Публичные обсуждения новаций в области законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, свидетельствуют, что деловое сообщество признало указанные изменения как позитивные, способные существенно улучшить ситуацию в бизнес-среде, повлиять на существенный рост деловой активности.

Об этом свидетельствуют результаты обсуждений в ходе заседаний Совета по развитию предпринимательства, предпринимательских союзов и ассоциаций, а также во время встречи Президента Республики Беларусь с представителями деловых кругов 22 декабря 2017 г.

Как подчеркнула Жанна Тарасевич, сопредседатель правления, директор БСПН им. Кунявского, «заседание Правления БСПН с удовлетворением констатировало, что реализациязаложенных в Декрете №7 принципов взаимодействия бизнеса и власти, включая презумпцию добросовестности субъектов хозяйствования, минимизацию вмешательства госорганов в экономическую деятельность, уведомительный принцип начала предпринимательской деятельности, конечно, приведут к появлению новых субъектов хозяйствования и новых рабочих мест.

Расширение возможностей для физических лиц заниматься ремеслом и агротуризмом, а также другими видами предпринимательской деятельности без регистрации, безусловно, будет способствовать развитию самозанятости и повышению доходов населения».

В то же время, указанные новации не лишены и определенных угроз для бизнеса. Это, прежде всего, касается предусмотренного Декретом №7 принципа персонализации ответственности. Согласно п. 6 Декрета, непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности влечет за собой наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин. При этом право составления протоколов об административном правонарушении (ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь) предоставлено должностным лицам 72-х органов, организаций, инспекций и другим лицам.

В связи с этим вызывают опасения механизмы правоприменения данной нормы: чем упомянутые лица будут руководствоваться, определяя надлежащую (или ненадлежащую) организацию деятельности субъекта хозяйствования и определяя перечень необходимых мер, которые руководитель не принял. Какие параметры и условия будут учитываться при наложении штрафа, размер которого может колебаться в таком широком диапазоне. Это требует разработки и принятия дополнительного нормативного правового акта, раскрывающего порядок применения данной нормы контролирующими органами и субъектами хозяйствования.

Кроме того, позитивные законодательные новации не коснулись  наиболее актуальных для бизнеса вопросов, касающихся улучшения финансового положения действующих субъектов: проблемы выплаты налогов, кредитов, заработной платы, преодоления дефицита оборотных средств и возврата дебиторской задолженности. 

По-прежнему актуальной остается проблема высоких фискальных изъятий. При этом главный упор со стороны бизнеса делается не на ставки налогов, сборов и платежей, а на высокие расходы по их администрированию.