Обратиться с вопросом
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Аналитика

Распечатать 03.10.2017

О деятельности Совета в 3 квартале 2017 года

В целях анализа ситуации в частном секторе экономики Совет осуществляет постоянное сотрудничество с предпринимательскими союзами и ассоциациями, организует ежеквартальные заседания по обсуждению наиболее актуальных проблем функционирования бизнеса.

Так, состоявшееся 20 сентября 2017 г. заседание Совета было посвящено обсуждению вопросов внедрения механизма прослеживаемости товаров в рамках ЕАЗС, его влияния на финансовое состояние и инвестиционные возможности субъектов.

Согласно информации Министерства по налогам и сборам, данный механизм будет основываться на национальных системах прослеживаемости товаров, обеспечивающих информационный обмен между компетентными государственными органами государств – членов ЕАЭС сведениями о товарах в торговом обороте.

Как отметили участники заседания, усиление контроля за движением товарно-денежных потоков – это конструктивный шаг в направлении обеспечения прозрачности движения товаров, сокращения серого импорта и даже контрабанды.

Но, в то же время, создание национальной системы прослеживаемости товаров предусматривает введение обязанности для субъектов предпринимательской деятельности по созданию товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов.

Использование субъектами хозяйствования электронных накладных ускорит бизнес-процессы, сократит бумажный документооборот, но, вместе с тем, потребует от них дополнительных расходов на приобретение средств ЭЦП, оплату услуг по присвоению GLNномеров.

Внедрение электронного документооборота также повлечет увеличение текущих расходов, связанных с оплатой труда персонала, обслуживающего процесс (ибо в электронные накладные необходимо включить ряд дополнительных данных), а также на сервисное обслуживание компьютерной техники.

Это чревато серьезными издержками для субъектов бизнеса, особенно малого и среднего. Поэтому внедрению такого механизма, по мнению членов Совета, должна предшествовать тщательная оценка как экономических, так и финансовых последствий.

Кроме того, участниками заседания было предложено рассмотреть возможность отмены маркировки на товары, которые будут попадать под действие обязательного применения системы прослеживаемости.

В связи с тем, что в условиях функционирования системы прослеживания товаров четко определяется маршрут их движения, вплоть до реализации конечному потребителю, появляется возможность снятия с субъектов хозяйствования обязанности по документальному подтверждения применения ставки 0% по НДС при экспорте в страны Евразийского союза. Это может стать существенной мерой по ускорению оборачиваемости оборотных средств отечественных предприятий-экспортеров и в определенной степени нивелирует негативное влияние роста издержек, связанных с внедрением механизма прослеживаемости товаров.

Предложения, выработанные по результатам заседания Совета, направлены в адрес Министерства по налогам и сборам.

Одной из наиболее актуальных проблем для бизнеса является негативная практика применения Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ №488).

Так, контролирующими органами сделка с лжепредпринимательской структурой признается недействительной, даже если была совершена задолго до того, как контрагент попал в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Ответственность наступает и в случае, если сделка была должным образом оформлена, а налоги уплачены в полном объеме.

Такие нормы препятствуют работе добросовестных субъектов хозяйствования и создают презумпцию виновности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Изменения в Указ № 488, внесенные Указом от 22.04.2016 г. № 14, не устранили риски для добросовестного бизнеса, а лишь упростили порядок проведения проверок и взыскания средств в бюджет. Появилась возможность «откупиться» от административной ответственности после добровольной уплаты доначисленных налогов, что равносильно признанию себя нарушителем налогового законодательства.

Вызывают обеспокоенность у субъектов бизнеса как принципы определения тех, кто склонен к совершению правонарушений в экономической сфере, так и темпы увеличения числа подобных субъектов. Оказаться в списке неблагонадежных рискует очень большое количество отечественных предприятий и предпринимателей, что дискредитирует бизнес Беларуси в целом и подрывает ее инвестиционную привлекательность.

По-прежнему остаются актуальными проблемы, связанные с осуществлением субъектами МСП внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Так, осуществление ВЭД сдерживается наличием ряда причин, основными из которых являются следующие:

1) сложности при осуществлении таможенных процедур;

По мнению предприятий-экспортеров и экспертов, существующие таможенные процедуры – многочисленные, дорогостоящие и продолжительные по времени.

2) таможенно-тарифное регулирование;

Политика экспортного продвижения связана с торговой политикой в области импорта. Предприятия сталкиваются с тем, что повышенные ставки таможенных пошлин при импорте сырья, материалов и запасных частей, предназначенных для производства конечной продукции, а также оборудования, необходимого для модернизации основных производственных фондов, аналоги которых не производятся в Беларуси, оказывают прямое воздействие на цену и качество производимого на экспорт товара.

3) сложность административных процедур в сфере ВЭД;

В частности, речь идет о процедуре подтверждения факта экспорта товаров (работ, услуг) в Российскую Федерацию.

Много вопросов у субъектов ВЭД вызывает действующий порядок возврата превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, а также процедура продления сроков возврата валютной выручки.

Также к числу проблем, сдерживающих развитие ВЭД, можно отнести недостаток данных о внешних рынках, слабое развитие маркетинговых и консалтинговых услуг в данной сфере.

Это касается как информации о существующем за рубежом спросе на товары и услуги, требованиях, предъявляемых к экспортируемой продукции (меры таможенного и не таможенного регулирования), так и об имеющихся экспортных   возможностях белорусских субъектов. В стране отсутствует система, обеспечивающая генерирование и циркуляцию деловой информации, в т.ч.: рынкам, технологиям, производителям, оборудованию, статистике, регулятивным решениям правительств и т. д.

В результате ориентация субъектов на рынке осуществляется, в основном, на интуитивном уровне, на основе ограниченной информации, получаемой из средств массовой информации или личных контактов специалистов предприятий. Очевидно, что отсутствие такой информационной системы повышает риски для бизнеса и напрямую влияет на ее экспортную способность.

В связи с этим Совет считает целесообразным разработку и реализацию Концепции создания института внешнеторговых консультантов, целью деятельности которых должно стать обеспечение промоутерской поддержки экспорта МСП, информационно-консультативного содействие экспортерам.

Кроме того, поступающие в Совет обращения предпринимательских союзов и отдельных предпринимателей свидетельствуют о существенном ухудшении экономического положения субъектов сектора МСП.

Речь идет об уменьшении объемов продаж, сокращении персонала и практическом отсутствии инвестиций. Причина этого – сокращение внутреннего спроса как со стороны населения, так и со стороны крупных предприятий. В наибольшей мере это сказалось на таких секторах, как розничная торговля и строительство.

мероприятияархив