08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Мнения
Социальное предпринимательство: международный опыт и перспективы развития в Беларуси
Термин «социальное предпринимательство» получил широкое распространение в 1980-90-х гг. прошлого века. Характерно, что у этого понятия нет четкого и конкретного определения, его восприятие варьируется от страны к стране. В общем, социальное предпринимательство – это бизнес, который:
- преследует социальные цели, приносит обществу пользу (в социальной сфере, сфере экологии, поддержания устойчивости и пр.);
- получает доход и повторно инвестирует эти средства в свое социальное предприятие;
- измеряет свой успех не суммой прибыли, а степенью воздействия на общество.
Развитие института социального предпринимательства может стать инструментом, который способствует социальной интеграции, увеличению занятости и инновационному развитию общества.
В странах Европейского Союза социальное предпринимательство – это уже не явление, а активная деятельность, превращающаяся в целое движение со своей идеологией, миссией и определениями. Здесь функционирует более 160 тыс. кооперативов и социальных организаций, которые предоставили порядка 5,4 млн. рабочих мест. Основными сферами, где задействованы социальные предприятия в Европе, являются:
- социальное обслуживание;
- создание рабочих мест;
- образовательные услуги;
- здравоохранение.
Следует отметить, что на данный момент всего лишь в некоторых странах (Болгария, Греция, Франция, Италия, Люксембург, Словения, Швеция и Соединенное Королевство) создана законодательная основа для поддержки и стимулирования развития социальных предприятий.
Так, среди европейских стран первой страной, законодательно закрепившей деятельность такого рода организаций, является Италия. В 1991 г. итальянское правительство приняло Закон «О социальных кооперативах». Благодаря данному закону на территории Италии начался бурный рост таких организаций.
Как правило, данные организации создавались для трудовой интеграции лиц с ограниченными возможностями на рынке труда. К социальным относятся предприятия любой организационно-правовой формы как коммерческого, так и некоммерческого сектора. Однако такие организации в своем функционировании предполагают ограничения по распределению прибыли, основная цель их деятельности должна быть социальной – не менее 30% занятых в данных организациях должны быть из социально уязвимой и неблагополучной категории населения.
Также в данном законе были выделены отрасли, в которых следовало бы работать этим организациям, а именно:
- социальное обеспечение;
- образование и профессиональное обучение;
- здравоохранение;
- защита окружающей среды;
- услуги в сфере культуры и социального туризма.
Активное развитие социальное предпринимательство получило в Великобритании. В британской модели развития социального предпринимательства на первое место выходит социальный аспект или социальный эффект от предпринимательской деятельности, а уже потом ее финансовая эффективность.
Важным критерием социальных предприятий в Британии является коллективная форма собственности, а направление деятельности – в пользу территориальной общины. Субъектом социального предпринимательства здесь выступают бизнес-предприятия с социальной миссией.
В 2002 г. статус социальных предприятий был закреплен законодательно. Так, под «социальными» понимаются предприятия, которые имеют социальные цели в своем развитии, а доход, полученный от их деятельности, должен направляться на реализацию поставленных целей, а не на максимизацию прибыли собственников и акционеров.
Социальные предприятия в Великобритании могут иметь разные организационно-правовые формы и действуют в различных сферах экономической и общественной жизни, включая здравоохранение, социальное обслуживание, искусство, уход за детьми, спорт и организацию отдыха, финансирование, общественный транспорт, жилищно-коммунальное обслуживание, обустройство территорий и многое другое.
Таким образом, социальное предпринимательство является неотъемлемым институтом развитой рыночной экономики.Оно сочетает в себе высокую приспособляемость и экономическую эффективность частного бизнеса с ориентацией на удовлетворение наиболее острых общественных потребностей и нужд.
В нашей стране наиболее перспективными областями деятельности, в которых может наиболее активно развиваться социальное предпринимательство, являются: образование, организация досуга граждан, реализация просветительских программ; бытовые услуги для населения в малых городах и сельской местности (парикмахерские, мастерские, бани, прачечные эконом-класса), проекты по сортировке мусора, облагораживанию территорий; организация специальных экскурсионных туров для людей пенсионного возраста или людей с ограниченными возможностями.
Стратегическими мерами развития социального предпринимательства являются:
1) разработка нормативных правовых актов в сфере социального предпринимательства, обеспечивающих создание условий для осуществления предпринимательской деятельности в социальной сфере;
2) создание на базе действующей инфраструктуры поддержки МСП ресурсных центров по развитию социального предпринимательства; формирование устойчивых партнерских отношений для поддержки и продвижения лучших проектов в данной области;
3) выработка и реализация мер государственной поддержки субъектов МСП, реализующих проекты в области социального предпринимательства, в том числе:
- создание механизма распределения помещений по льготным ставкам, предоставления субсидий на компенсацию расходов по аренде помещений, приватизации арендованных нежилых площадей социальными предпринимателями;
- установление льготной ставки по местным налогам или освобождение от них;
- разработка и реализация программ предоставления субсидии, гарантии, кредита, микрозайма социальным предпринимателям с или без субсидирования процентной ставки;
4) проведение образовательных мероприятий, направленных на развитие социального предпринимательства, обучение граждан, проявляющих предпринимательскую инициативу, а также руководителей предприятий малого и среднего бизнеса и некоммерческих организаций технологиям запуска, продвижения и развития бизнес-проектов в социальной сфере;
5) создание информационной системы для социальных предпринимателей, в т.ч. разработка портала с освещением успешных примеров реализации социальных проектов, перечнем поддерживающих организаций, списков мероприятий и т.д.; подготовка и распространение информационных материалов о социальном предпринимательстве; формирование баз данных идей и проектов социальных предпринимателей.
Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.