Электронное обращение
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Мнения

Распечатать 19.11.2018

Польские кластеры: территория доверия и взаимодействия

По итогам стажировки белорусской делегации в Подляском воеводстве в рамках реализации польско-белорусского проекта ««Раз­витие кластерной системы в Беларуси». 

Программа недельной стажировки включала изучение деятельности трех кластеров – строительного, информационно-технологического и обработки металлов, а также целого ряда организаций «экосистемы», обеспечивающей кластеры информацией, профессиональной экспертизой и ресурсами. К последним относятся местные органы управления (маршалковское управление), университеты, местные многофункциональные фонды и институты инфраструктуры поддержки предпринимателей (бизнес-инкубаторы, технопарки).

В Польше действуют 134 кластера, примерно равномерно распределенные по стране. Из них, восемь кластеров функционируют в Подляском воеводстве, население которого составляет немногим более миллиона (1,157 миллиона) человек. В кластерах объединены примерно 10% всех предприятий, тогда как по стране этот показатель не превышает 6%.

Для справки: По мнению Майкла Портера «Кластеры – концентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений, в определенных областях конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу».

Широкий интерес к кластерам обусловлен признанием того, что кластер использует преимущества масштаба и синергии, а также представляет собой форму организации производства с высоким инновационным потенциалом и, таким образом, играет ключевую роль в создании конкурентоспособности и социально-экономического развития.

Каково влияние государства и местной власти на формирование и развитие кластеров?

В Польше нет единого законодательного акта, регламентирующего создание и развитие кластеров. Помощь кластерам со стороны государства выражается в создании благоприятной среды для развития предпринимательства, снижении уровня местных налогов, софинансировании важных для общества проектов и мероприятий. Хотя, надо признать, что польские предприятия, особенно малые и средние, не обделены заботой со стороны государства и различных фондов ЕС. Например, есть возможность получения 200 тысяч евро на три года в качестве помощи для обучения персонала, организации поездок на выставки и ярмарки, так как очень приветствуются любые инициативы, связанные с интернационализацией, то бишь продвижение польских товаров на зарубежные рынки. Но при этом четко выдерживается принцип, чтобы уровень оказания материальной помощи не влиял на конкуренцию. Также распространена система обязательного собственного вклада в качестве софинансирования (до 50%).

Регион в целом аграрный, тем не менее, Белосток гордиться тем, что здесь расположены 2 из 16-ти национальных ключевых сертифицированных кластера, признанных не только на уровне региона и страны, но и более широко - на международном уровне.

Касательно региональной политики, кластеры были внесены в «Стратегию развития Подляского воеводства до 2020 года» еще на стадии ее формирования, правда, под названием «предпринимательские сети», что не искажает смысла кластеризации, а лишь подтверждает то, что этот термин непросто пробивал себе дорогу даже на фоне уже довольно бурного развития кластеров в Европе.

Власти быстро поняли, что кластеры позволяют повысить конкурентоспособность и инновационность региона, укрепить отечественные бренды в передовых отраслях, продвинуть регион на страновом и зарубежных рынках в качестве привлекательного инвестиционного центра. Главная задача кластеров – конкуренция с немецкими, американскими и восточными компаниями – также очень импонирует власти.

Более детальный «План развития предпринимательства воеводства на 2015-2020 годы на основе «умной специализации» и RIS3» детализировал 4 главные специализации региона – ниши для бизнеса и каналы проектного финансирования:

- Сохраняя аграрный вектор развития региона, первая специализация подразумевает активное вовлечение ИКТ-бизнеса в эту отрасль, чтобы сделать ее более инновативной.

- Неожиданно, но второй приоритет - строительство яхт, в чем местный бизнес довольно преуспел и уже выходит на мировую арену.

- Инновации в такие сферы как охрана окружающей среды, экоэнергетика.

- Спектр бизнесов, связанных с различными видами жизнедеятельности людей.

Отношение местных органов власти к предпринимательству и кластерам, в частности, очень доброжелательное. Бизнес «не кошмарят», для кластеров создают общие для всех благоприятные условия и оказывают всемерную поддержку. Маршалковство подписало соглашение с ключевыми кластерами, открыв двери для их участия в общественном диалоге с властью при подготовке стратегических документов.

Как создавались кластеры?

Как будто в подтверждение постулата о невмешательстве государства в бизнес, узнали, что все три изучаемых кластера сформировались сами, «снизу-вверх», хотя и по-разному.

Кластер обработки металлов (КОМ) возник благодаря небольшой группе предпринимателей, которые изначально озаботились низким качеством обучения будущих работников в местных профессионально-технических школах. Активно обсуждали эту проблему сначала в своем узком кругу, потом создали образовательный проект и в процессе его реализации сдружились. В дальнейшем, очень постепенно расширяли круг бизнесов, работающих в тематической и смежных отраслях и готовых доверять друг другу.

В основе любого кластера лежат доверие и взаимодействие для решения какой-либо проблемы, насущной для участников.

Официально КОМ был создан в 2006 году. Причем, первые 5 лет кластер существовал на вкладах фирм-участниц, т.е. на самофинансировании. И лишь в 2014 году воспользовался средствами ЕС в рамках проекта по повышению инновационного потенциала посредством укрепления сотрудничества металлообрабатывающей промышленности с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями. Благодаря проекту удалось выявить потребности в области внедрения и распространения инновационных технологий, подготовить стратегию развития кластера.

Кластер InfoTech вообще сформировался только с третьего раза. Первая попытка стала возможной в 2006 году благодаря проекту ЕС. Но как только закончились средства, кластер прекратил свою деятельность. Главная причина – отсутствие объединяющей участников проблемы, четкой цели и программы действий по ее достижению.

Только через 5 лет, на волне развития ИКТ-индустрии возобновились контакты и регулярные встречи, появились общие проблемы, бизнесы стали спонтанно сотрудничать, проводить ежемесячные отраслевые мероприятия (собирая 100-150 чел.) на различные актуальные темы. Сейчас участники кластера совместно решают такие задачи, как «кадровый потенциал и местный рынок труда», «выход на мировой уровень», «новые ИКТ образовательные программы и стажировки для университетов». Организаторы уверены, что именно благодаря кластеру отрасль ИКТ, как отрасль, интегрировалась и сейчас способна решать масштабные и амбициозные задачи, например, в течении ближайших 5 лет сделать Белосток Smart City.

Как устроены кластеры?

Оказалось, что все три кластера не являются формализованными структурами.

Например, Восточный строительный кластер юридически является частью Ассоциации консалтинговых агентств, которая по совместительству выступает управляющей компанией кластера. Один из первых усвоенных нами уроков был тот, что руководством кластера должны заниматься профессионалы, способные оказывать комплексную экспертную поддержку, иметь опыт проектирования и привлечения финансовых средств, в том числе из европейских фондов.

В кластер входят строительные фирмы, компании других отраслей (ИКТ, логистика, реклама); обслуживающие организации, университеты и множество малых компаний. ФОТО

Он настолько большой, что охватывает 90% строительной отрасли, расположен по всей стране и вмещает в себя еще 2 кластера, в том числе, кластер экспортеров строительства. Половина фирм-участниц обладает сертификатами ISO, более 80% имеют дело с ИКТ.

С участниками кластера заключается базовое «Соглашение о сотрудничестве». Вступающие фирмы подают декларацию об участии и уплате взносов, выражают свое согласие с этическим кодексом кластера. В этом кластере взносы не дифференцируются по величине фирмы, а равны для всех и составляют 2 тысячи долларов в год. Собираемость не вызывает проблем.

Кластер металлообработки также не является юридическим лицом. Его управляющей компанией выступает «Центр продвижения инноваций», имеющий статус ассоциации, которая имеет право хозяйственной деятельности. Организационная структура кластера включает общее собрание, Совет (отвечает за долговременные задачи), Правление (решает текущие задачи) и Координаторский штаб, в котором работают 12 сотрудников.

В кластере более 100 членов, 8000 работающих. Около 40% продукции поставляется на экспорт.

Любой кластер представляет собой подвижную структуру: предприятия не обязывают вступать, не удерживают при выходе. Кластер цементируется изнутри переплетением согласованных интересов его участников и профессиональной работой координатора.

Кластеры не просто кружки по интересам, они формулируют для себя миссию и цели, разрабатывают стратегии развития, проводят аналитическую и исследовательскую работу, создают платформу для совместной деятельности.

Стратегия развития кластера обработки металлов - это документ, разработанный для нужд регионального развития металлургического сектора на основе анализа текущей ситуации в отрасли и внешних условий. Особое внимание уделено оценке потенциала компаний в области развития и проведению мероприятий по повышению конкурентоспособности в рамках регионального кластера. Стратегия указывает на желаемые направления деятельности, разработанные на основе статистических данных, информационных и рабочих совещаний, прямых собеседований на предприятиях, учреждениях деловой среды, учебных заведениях и среди экспертов.

Особенно нас заинтересовало то, что в КОМ сформированы несколько тематических групп по таким вопросам, как технологии, совместные закупки, маркетинг, управление кадрами, информатизация, специализированный консалтинг, лоббирование. В этих группах собираются профильные специалисты и руководители предприятий, заинтересованные в решении своих задач. Честно говоря, нам трудно было понять, как возможно такое открытое сотрудничество фирм, порою конкурирующих между собой. Координатор кластера прокомментировал это так, что сейчас мы видим результат многолетнего труда, проделанного для того, чтобы растопить лед недоверия и даже вражды между участниками. Но находясь в кластере, им удавалось получить выгоду от общения, обмена опытом, открытого обсуждения проблем и их решения совместно со специалистами из других компаний. «Поначалу, - вспоминает Координатор, - даже на общей выставке каждый норовил загородить соседа своим плакатом.» И только после того, как участники ощутили силу и реальные возможности кластера представлять, отстаивать и продвигать отраслевые интересы группы предприятий в отчаянной конкурентной борьбе за рынки сбыта, когда увидели впечатляющие результаты совместной работы (сейчас кластер представлен на рынках более 100 стран), то стали гордиться причастность к кластеру и пользоваться его возможностями (например, внутренние цены на услуги в кластере ниже рыночных, участие в международных ярмарках дотируется государством).

Вопрос, который невозможно обойти вниманием – это финансирование кластера. Оно, как значок мерседеса, состоит из 3 составляющих: собственные средства, гранты проектов ЕС, софинансирование мероприятий кластера со стороны местных органов власти. Если в КОМ больше опираются на собственные (коммерческие) ресурсы, то в строительном кластере примерно 75% средств на нужды участников поступает из фондов ЕС.

Каковы выгоды от участия в кластере?

Руководитель строительного кластера так ответил на этот вопрос:

«…Самой большой проблемой строительных компаний из нашего региона является то, что они слишком малы для того, чтобы в одиночку эффективно сражаться за прибыльную работу, вводить инновации, динамично развиваться. Поэтому сами предприниматели видят смысл в создании сети сотрудничества в виде кластера, и это самое главное».

Польский опыт наглядно показал, что коллективная деятельность участников кластеров становится возможной лишь тогда, когда интересы участников удовлетворяются лучше, чем в условиях их индивидуальной деятельности. Если коллективная деятельность в кластере позволяет стабилизировать и развивать положение предприятия на рынках закупок и продаж, больше зарабатывать и меньше тратить, чаще и все более комплексно обновлять и наращивать ресурсы, совершенствовать качество и повышать количество результата, т.е. обеспечивать повышение конкурентоспособности, эта коллективная деятельность будет выгодна для предприятия и будет им принята.

Это может произойти не сразу, так как процесс расширения и углубления кооперации основан не только на ожидаемой выгоде, но и на достигнутом уровне доверия сторон друг другу. Однако формирование необходимого уровня доверия часто представляет значительную проблему. Во многом процесс кластеризации тормозится именно по этой причине и зачастую представляет собой длительный процесс. Поэтому два слова – «доверие» и «взаимодействие» - были вынесены в заголовок статьи как ключевые детерминанты.

Сотрудничество чаще всего связано с маркетинговыми исследованиями, продвижением на внешних рынках, обучением координации государственно-частных инвестиций или лоббированием на уровне национальных властей.

Сотрудничество в рамках кластера может также означать для предприятий: специализированные и более дешевые производственные факторы; повышение способности к инновациям; улучшение потока информации, знаний и навыков, как посредством формальных, так и неформальных контактов участников; усиление восприятия брендов, совместное использование машинного парка и более легкий доступ к внешнему финансированию. Последнее является очень востребованной услугой команды Координатора и существенным подспорьем для технологического бизнеса. Кто хоть раз имел дело с подготовкой заявки на международный тендер или финансирование проектов, предлагаемых Европейским Союзом, тот сможет по достоинству оценить тот объем подготовительных работ и уровень профессионализма, необходимого для победы. А если еще речь зайдет о совместном проекте нескольких компаний в партнерстве с ВУЗами и локальными организациями поддержки, то мастерство проектирования управляющей команды становится решающим.

Кто и как помогает развитию кластеров?

Рассказ о кластерах был бы неполным без упоминания институтов поддержки.

В последние годы роль университетов в кластерах возрастет, так как и сами образовательные учреждения перестраиваются на более тесное сотрудничество с бизнесом. Оно стало обязательным как для студентов Политехнического университета, которые работают по заказам предприятий до этапа прототипирования, так и для преподавателей. Теперь просто публикациями в научных журналах не обойдешься. Факультеты имеют группы «своих» предприятий для сотрудничества, учитывают их мнение при формировании учебных программ. В университете ежегодно реализуется порядка 50 совместных проектов, да и фонды для исследований на 40-50% поступают от бизнеса.

Кроме того, в рамках универа создана специальная организация внедрения/центр трансфера технологий ООО «Политехника», в структуре которой академический инкубатор и «фабрика прототипирования». Внутри кластера «Политехника» оказывает услуги по ценам ниже рыночных (зарабатывание для ВУЗа не главное) и интегрирует компетенции научных работников в творческие коллективы для совместных проектов с участниками кластера.

И все-таки, по признанию предпринимателей, наука пока отстает от потребностей бизнеса, поэтому приходится стимулировать ключевые кластеры дополнительными баллами за участие ВУЗов в их проектах.

Белостоцкий научно-технологический парк со встроенным инкубатором малого бизнеса – бюджетная организация, занимающаяся популяризацией науки, продвижением предпринимательства совместно с ВУЗами, организацией инновационных мероприятий и акселерационных программ для стартапов. Именно в технопарке расположена управляющая компания кластера металлообработки и их связывают не только формальные отношения.

Подляский фонд регионального развития – многофункциональная организация, объединяющая под одной крышей сильную финансово-кредитную экспертизу и всестороннюю поддержку предпринимателей. Кроме того, Фонд ведет активную проектную деятельность по оказанию помощи соседним странам переходного периода.

Именно благодаря этому Фонду состоялась наша обучающая поездка в Польшу. Фонд выступил соавтором проекта международной технической помощи, содействовал получению средств от МИДа Польши, отвечает за организационную и финансовую сторону реализации проекта совместно с Бизнес-союзом предпринимателей и нанимателей им. проф. Кунявского и Советом по развитию предпринимательства Республики Беларусь.

Людмила Истомина, консультант Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства

мероприятияархив