08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Мнения
Упрощение процедур таможенного оформления товаров повысит конкурентоспособность белорусского бизнеса
С 1 января 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, предполагающий ряд упрощений в процессе выпуска товаров в свободное обращение. К сожалению, эти нововведения работают далеко не так, как было анонсировано.
Так, предполагалось, что время регистрации декларации сократится в два раза, а время выпуска товаров - в шесть раз, если при проверке таможенной декларации система управления рисками не выявит их наличие. Однако на практике данное правило работает только для нетарифных деклараций, которые не подлежат контролю таможенной стоимости. Хотя надо признать, что в целом таможенное оформление стало происходить быстрее.
Далее предполагалось, что участников внешнеэкономической деятельности избавят от необходимости предоставлять в таможенный орган документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявлять документы нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска, и это будут только те документы, которые определит информационная система, а не сотрудник таможни.
По факту же сотрудники ГТК требуют предоставления всего пакета сопроводительных документов в бумажном виде и оригинальных копий сертификатов соответствия на каждый товар при каждой поставке. При отсутствии бумажной версии какого-либо из документов декларация попадает в категорию отложенных, а выпуск партии товаров в свободное обращение продлевается. Во избежание подобных ситуаций, декларанты, как и прежде, предоставляют весь комплект документов на бумажных носителях.
Таким образом, с принятием нового Таможенного кодекса упрощения процедуры таможенного оформления товаров не произошло, как не произошло и каких-либо существенных подвижек в вопросе перехода на электронный документооборот.
По-прежнему крайне актуальной проблемой при выпуске товаров в свободное обращение остается также корректировка их таможенной стоимости (КТС). Рост таможенных платежей вследствие применения КТС составляет от 20 до 250%.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости декларанты вынуждены представлять на каждую партию товаров пакет документов (50-150 листов). Несмотря на наличие полного пакета документов, заявленная таможенная стоимость зачастую корректируется в сторону увеличения. При этом данные о цене, используемые представителями таможенных органов, субъект хозяйствования ни проверить, ни оспорить не может.
Далее возможны два варианта событий:
1) выпуск в свободное обращение поставки откладывается на десятидневный срок, а товары остаются на СВХ либо в транспорте до момента принятия решения таможенным органом, в результате чего неизбежны издержки на разгрузку, хранение на СВХ, загрузку, транспортировку);
2) декларант уплачивает таможенные пошлины, налоги и другие платежи, исчисленные исходя из ценовой информации, предложенной таможенным органом, и осуществляет сбор документов, подтверждающих заявленные им сведения о таможенной стоимости товара. В число истребуемых таможенными органами документов могут включаться, например, калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар, документ, отражающий порядок формирования стоимости товара, документы по реализации ввезенных ранее идентичных товаров на территории ЕАЭС и др., получить которые декларанту не только затруднительно, но порой просто невозможно.
На предоставление указанных документов у заявителя имеется 60 календарных дней, после чего в течение месяца документы рассматриваются таможенными органами, и выносится решение о принятии или непринятии заявленной таможенной стоимости. При этом возможность использования при новых поставках товара предыдущих решений о подтверждении его таможенной стоимости практически отсутствует, поскольку это допускается лишь в случае «идентичной цены».
Таким образом, выполнение таможенных процедур обусловлено существенными временными и финансовыми издержками субъектов хозяйствования. Необходимость содержания штатных специалистов по таможенному оформлению либо привлечения таможенных агентов, а также увеличение таможенных платежей вследствие корректировки таможенной стоимости товаров ведет к росту себестоимости продукции и услуг, снижению уровня рентабельности и налога на прибыль.
Это, в свою очередь, чревато не только потерями бюджета, но и снижением конкурентоспособность отечественных субъектов не только на внешних, но и на внутреннем рынке.
Сергей Новицкий, генеральный директор СООО "Хенкель Баутехник"