08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Мнения
О ключевых направлениях корректировки налогового законодательства
Власти готовы услышать пожелания белорусского бизнеса, касающиеся улучшения фискальной политики. Сейчас важно выработать консолидированное мнение и усилить его аргументами.
Для подготовки предложений по комплексной корректировке Налогового кодекса созданы две рабочие группы: одна при Минфине, вторая – под председательством Первого вице-премьера Василия Матюшевского – на уровне Совмина.
Системная работа на этих площадках началась во второй половине февраля. Проведено девять заседаний рабочей группы при Минфине и одно в Правительстве. Уже рассмотрены некоторые основополагающие вопросы, начато постатейное обсуждение НК. Решено, что вопросы, по которым не удалось договориться на уровне первой группы, будут выноситься на рассмотрение второй.
Уже сейчас понятно, что основной фокус реформы будет направлен на упрощение налогового администрирования. Кодекс должен состоять из норм прямого действия, быть простым и понятным. Параллельно с редакцией Налогового кодекса будут готовиться и концептуальные предложения по реформе фискальной системы, включая обязательные отчисления в Фонд социальной защиты населения.
Чиновники и бизнес сошлись во мнении, что одним из основных принципов обновленного кодекса должно быть признание добросовестности плательщика.
Достигнута договоренность о необходимости сближения налогового и бухгалтерского учета.
Заслуживает одобрения инициатива налоговых органов изменить порядок приостановления операций по счетам и электронным кошелькам в банке. В случае неуплаты налогов в установленный срок предлагается не блокировать движение по счетам, а в зависимости от группы риска, к которой отнесен плательщик, давать ему пять-десять рабочих дней на исправление ситуации. Кроме того, при выявлении в ходе проверки нарушений до приостановления операций по счетам предложено использовать механизмы поручительства, залога или страхования в течение определенного времени.
Но ряд вопросов еще требуют обсуждения на высоком уровне:
- Предоставление плательщикам права перейти на уплату налогов по факту поступления оплаты на счета. Тут есть и за, и против. С одной стороны, это будет способствовать финансовому оздоровлению организаций, но с другой — усложняются процессы налогового администрирования и работа контролирующих органов.
- Трансфертное ценообразование. Следует определиться по ряду вопросов. Какие сделки будут подпадать под трансфертное ценообразование? Если сюда отнесут сделки с недвижимостью, то будут ли контролирующие органы признавать ее рыночную стоимость, определенную в рамках независимой оценки? Какие сделки между взаимозависимыми лицами должны подпадать под трансфертное ценообразование, если речь идет о внешнеэкономической деятельности?
- Порядок налоговых вычетов по НДС. Речь идет, прежде всего, об отмене отсрочки в принятии к вычету «ввозного» НДС по импортируемым товарам, а также об изменении порядка применения нулевой ставки НДС для внешнеэкономических сделок с субъектами Российской Федерации.
- Отмена применения повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога. Эту идею поддерживают не все участники рабочей группы.
- Расширение применения УСН, в том числе пересмотр ограничения по участию юрлиц в уставном капитале организаций, применяющих «упрощенку». Перспективы расширения упрощенной системы налогообложения зависят от целей. Мы хотим использовать УСН как стимул для создания новых рабочих мест или для развития отдельных отраслей? Если этот инструмент способствует росту бизнеса и, как следствие, увеличению сборов, то его применение следует расширить.
- Обсуждение подходов к начислению пени. В соответствии со сложившейся практикой в формуле пени используется значение ставки, действовавшей на момент, когда было совершено нарушение. Если проверяется, например, пятилетний период, то к нарушениям, допущенным в 2013 году, может применяться ставка почти под 30 % годовых. Мы настаиваем, чтобы в основе расчетов была ставка, действующая на момент проверки. Иначе получается, что контролеры перекладывают на бизнес груз макроэкономических ошибок, приведших к взлету процентных ставок в прошлые годы.
В своих предложениях бизнес исходит из возможности перераспределения налоговой нагрузки. Например, если мы отказываемся от повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога для субъектов хозяйствования, то можно рассмотреть возможность повышения налога для физических лиц, а также расширения налоговой базы. Например, предлагается взимать налоги не только с домов в деревнях, но и с квартир в Минске.
Отмечу, что у бизнеса есть опасение: корректировка налогового законодательства без изменения других изъятий может не дать ожидаемых результатов. Ведь сегодня взиманием разного рода обязательных платежей занимается не только налоговые, но и таможенные органы, «Белгосстрах» и прочие структуры. Все эти платежи формируют себестоимость белорусских товаров и услуг, зачастую завышенную, и подрывают конкурентоспособность предприятий.
Поэтому следующим шагом должно стать комплексное реформирование всей бюджетно-налоговой системы.
Жанна Тарасевич