08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Мнения
«Нельзя увеличивать налоговую нагрузку на бизнес»
Отдельные изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, которые инициирует Министерство финансов, являются, на мой взгляд, нецелесообразными, так как приведут к ухудшению условий ведения бизнеса в стране. Проанализировав проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», предлагается скорректировать негативные моменты, содержащиеся в документе.
Во-первых, это повышение ставки налога на добавленную стоимость с 20 % до 22%. Такой шаг увеличивает налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования и, в конечном счете, на небогатое население Республики Беларусь. Ранее планировалось, что реальная зарплата к концу 2015 году будет составлять $1000, однако проектом Концепции прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год и до 2017 года, разработанным Министерством экономики, рост номинальной зарплаты по республике в следующие 4 года запланирован только до $763 (в том числе в бюджетном секторе - до $606). Таким образом, зарплата в $1000 в месяц пока осталась мечтой, а значит, повышать налоговую нагрузку на население нет основания.
Во-вторых, негативно скажется на развитии малого бизнеса предлагаемое увеличение ставки налога при упрощенной системе налогообложения (УСН) без уплаты НДС с 5% до 7%. Ведь планами Правительства предусматривалось увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 30% в 2015 году и до 50% в 2020 году, а как раз УСН и является наиболее массовым и привлекательным налоговым режимом для малого бизнеса.
В-третьих, предлагаемое увеличение налоговой нагрузки по уплате арендной платы за земельные участки и земельный налог при УСН усложняет учёт и делает данную систему налогообложения менее привлекательной для малого бизнеса.
В-четвертых, Министерство финансов предлагает дополнить пункт 5 статьи 286 Налогового Кодекса Республики Беларусь пунктом 5.7., запрещающим применять УСН коммерческими организациями, в уставном фонде которых акции (доли) других коммерческих и (или) некоммерческих организаций составляют более 25 процентов (в том числе суммарно – при наличии нескольких акционеров, (участников)). При этом не учитываются акции (доли) в уставном фонде коммерческих организации, принадлежащие Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам. Белорусский союз предпринимателей категорически возражает против данного ограничения для применения УСН,так как оно создаёт для субъектов предпринимательства неравные условия конкуренции по составу учредителей и форме собственности, что противоречит п.1 Директивы № 4 и ст.13 Конституции Республики Беларусь.
В-пятых, в проекте изменений в налоговое законодательство не учтен пункт 4.4. Директивы № 4 - о регулярном пересмотре предельного размера выручки для применения УСН с учётом существенной ежегодной инфляции, превышающей 16% в год. При увеличении ставок налога также автоматически необходимо индексировать предел выручки для применения УСН.
И, наконец, нельзя вводить предусмотренные в ст. 103 проекта Закона положения, обязывающие плательщика возвращаться в прошлые налоговые периоды с целью исчисления и уплаты налогов по прошлому варианту налоговой системы. Это существенно усложнит работу, увеличит трудоёмкость и временные затраты бухгалтерских служб. Кроме того, плательщики вынуждены будут уплачивать пеню за предоставленные уточнённые налоговые декларации в случае увеличения налогооблагаемой базы.
Александр Калинин, председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»