Электронное обращение
Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Мнения

Распечатать 15.12.2017

К вопросу о применении субсидиарной ответственности

В последнее время активно лоббируются вопросы исключения из законодательства о банкротстве, а также Гражданского кодекса положений, устанавливающих субсидиарную ответственностьза наступление последствий в виде банкротства должника.Такая позиция является неоправданной и может повлечь за собой наступление более тяжелых негативных последствий для экономики страны в виде значительного роста криминальных банкротств.

Следует отметить, что действующие в настоящее время нормативно-правовые акты в сфере процедуры банкротства не позволяют в полной мере ставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, в результате виновных действий которых предприятие стало банкротом. За основу при определении наличия признаков банкротства в Республике Беларусь применяются коэффициенты К1, К2, К3, а также расчет величины чистых активов.

Инструкция о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам №107 от 04.12.2012 г. не содержит четких критериев сделок должника, совершенных на заведомо невыгодных условиях. Берется очень короткий период для проведения анализа изменения значений коэффициентовК1, К2, К3 и чистых активов – 1 год. Более точные результаты могут быть достигнуты в ходе проведения оценки финансового состояния предприятия за предыдущие три календарных года. В этом случае возможно сформировать общее представление и общие тенденции развития предприятия. Необходимо учитывать, что квартальные балансы в налоговую инспекцию в Республике Беларусь не сдаются.

Необходимо проводить анализ финансовых факторов, приведших к неплатежеспособности, в том числе оборотных, внеоборотных активов; собственных оборотных средств; структуры денежных потоков, формирование собственного капитала, углубленный анализ дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, анализ доходности предприятия (прибыли), затрат на производство, использование трудовых ресурсов, инвестиций и инноваций.

Экономическими признаками действий по преднамеренному банкротству может считаться такое финансово-экономическое состояние должника, когда выполнение условий договора привело к ухудшению показателей оценки его финансового состояния, в частности:

- подписание заведомо невыгодных для предприятия (в том числе фиктивных) договоров;

- экономически необоснованные выплаты денежных средств, необоснованная передача имущества третьим лицам;

- запутывание отчетности, уничтожение документов или информации, вследствие чего невозможна эффективная оценка предприятия;

- намеренное ухудшение финансово-хозяйственного состояния предприятия;

- уменьшение размера, укрывательство и занижение оценки имущества предприятия;

- искусственное увеличение размера дебиторской и кредиторской задолженности;

- продажа задействованных в производственно-хозяйственной деятельности основных средств (соответствие цены реализации рыночной, наличие согласия на указанные операции органа, уполномоченного управлять имуществом);

- продажа товаров (работ, услуг) по цене ниже себестоимости без надлежащих экономических оснований, таких как продажа по предоплате, временное снижение цены в рекламных целях, продажа морально устаревшей продукции, не пользующейся спросом, продажа товарных остатков в связи с перепрофилированием, продажа товарных остатков в связи с окончанием сезона и т.д.;

- в случае убыточной деятельности предприятия направление получаемых денежных средств и инвестиций на закупку товаров (работ, услуг), напрямую не задействованных в производственно-хозяйственной деятельности;

- необоснованное уменьшение или увеличение штата работников.

Ряд стран идёт на ужесточение законодательства в части привлечения к субсидиарной ответственности. Так, в России 29.07.2017 года были внесены изменения в статьи Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, в Законе введено понятие «контролирующее должника лицо» - это лицо, физическое или юридическое, имеющее или имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия судом заявления о признании банкротом, право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Законом России (ст. 61.11) установлена субсидиарная ответственность контролирующего лица в случае, если полное удовлетворение требований невозможно вследствие действий или бездействий.

Цель принятия таких изменений – не позволить недобросовестным предпринимателям избавиться от обременений долгами компаний и не платить по долгам.

С учетом вышеизложенного и для нашей страны опыт России в части ужесточения ответственности очень интересен.

Введение понятия «контролирующего органа» с учетом, что найти конечного бенефициара становится проще, позволит привлечь к ответственности в ряде случаев в том числе и лиц, которые ведут свою деятельность через офшоры, а также участников, которые находятся за пределами нашей страны. Нельзя позволить, чтобы лица, действующие неразумно и недобросовестно, освобождались от ответственности за свои действия. Необходимо четко отразить в законодательстве действия (бездействия), за которые может наступать субсидиарная ответственность.

Но вопросы субсидиарной ответственности необходимо решать в комплексе. Следует сделать процедуры банкротства более эффективными. Это приведет к более рациональному распределению ресурсов за счет скорейшего погашения задолженности из активов платежеспособного предприятия, ускорит проведение процедуры банкротства, будет способствовать  воспитанию в предпринимателях принципа добросовестности (надежности), позволит освободить добросовестных предпринимателей, которые стали несостоятельными по независящим от них причинам, от бремени долгов, повысит подотчетность ненадежных должников и ликвидируемых компаний.

Галина Дребезова, член Минской областной коллегии адвокатов

мероприятияархив