Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Мнения

Распечатать 15.07.2014

Довести изобретение до производства

Понятие «инновации» зачастую трактуют слишком узко, подразумевая лишь создание новых технологий в новых отраслях — в нано-, био-, IT-сферах или альтернативной энергетике. Однако, как мне кажется, такое ограничение смысла не оправданно. Когда мы говорим об инновациях, имеем в виду не только совершенно новые продукты и уникальные технологии — речь может идти и об изменении
бизнес-модели, и о новых методах обслуживания клиентов.

Развитие инноваций — это дело не только сверхновых, но и вполне традиционных отраслей: управленческие или технологические инновации в энергетике, строительстве или сельском хозяйстве не менее значимы. Уверен, что именно масштабное внедрение инноваций в традиционных отраслях станет для Беларуси серьезным источником роста.

Задача развития инновационной экономики требует единого понимания того, что можно и нужно считать инновацией. С точки зрения компании McKinsey, «инновация — это любое новое применение знаний, в результате которого создается устойчивая добавленная стоимость. Таким образом, новые процессы, продукты или технологии, благодаря которым повысилась производительность труда, появился новый рыночный сегмент или доступ к дополнительным ресурсам, — все это и есть инновации, которые подразделяются на управленческие и технологические».

Инновация — это цикл, ожидаемые результаты которого получают тогда, когда успешно пройдены все его фазы. Например, в цикле технологических инноваций их пять: фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, создание опытного образца, коммерциализация, массовое производство инновационного продукта. Сами по себе научные открытия, если их не перевести в практическую плоскость, не создают устойчивой добавленной стоимости для экономики и граждан страны. Это значит, что государству, у которого есть ученые, но нет предпринимателей, способных увидеть перспективы применения научного открытия и довести изобретение до производства, трудно получить устойчивую выгоду от науки.

В то же время, если страна успешно коммерциализирует и внедряет импортированные технологические решения, ее экономика становится более инновационной. Развитие внутреннего спроса на инновации стимулирует прикладные и фундаментальные научные исследования внутри государства. Таким образом, инновации — это новый способ использования знаний, материальных и нематериальных активов с целью создания большей стоимости.

При внедрении инноваций компании сталкиваются с трудностями, и основная из них — это обеспечение стабильно высоких результатов деятельности при систематическом внедрении инновационных проектов. Многим компаниям это оказывается не под силу. Время от времени успешно внедрять отдельные инновационные разработки удается, но поддерживать постоянное внедрение инноваций и получать высокую отдачу от них очень трудно. Инновациями нельзя заниматься от случая к случаю, этот процесс должен быть непрерывным.

Постоянные усовершенствования в деятельности компании требуют вовлечения в процесс инноваций всей компании — от генерального директора до рядового сотрудника. При этом успех зависит отнюдь не от достижений отдельных талантливых разработчиков или рабочих групп. В такой компании складывается особый тип корпоративной культуры, стимулирующий новаторство: хорошо отлаженный процесс оценки новых идей и предложений, сбалансированный портфель проектов, эффективное сотрудничество представителей разных функциональных направлений в рабочих группах с использованием новых инструментов и процессов, которые позволяют обеспечить оптимальное сочетание творческой энергии и дисциплины. Поэтому инновационные внедрения требуют системной работы с кадрами. Без четкого распределения функций, планирования обучения работников, совершенствования их знаний и навыков, системы стимулирования труда и постоянной работы с персоналом внедрять инновационные проекты будет сложно.

Для развития инноваций нужны стимулы. Как показывают примеры экономического развития разных стран, важнейшими факторами инновационного развития являются благоприятная предпринимательская среда и конкуренция. Бизнес всегда движется по пути наименьшего сопротивления: проекты, дающие самую большую и быструю отдачу, реализуются в первую очередь. Поэтому одним из главных стимулов развития предприятий является конкуренция, которая может заставить производителя осваивать управленческие и технологические инновации. Сначала он попробует повысить эффективность за счет доступных управленческих и недорогих технологических улучшений, а исчерпав их, отважится на создание принципиально новых решений — масштабных инноваций, требующих времени, ресурсов и передовых навыков управления.

Иногда стимулом для технологических инноваций оказывается госзаказ на те или иные технологии. Но такая модель высокозатратна для государства, ограниченна в отраслевом охвате и не способна создать в стране достаточное количество малых и средних инновационных компаний с предпринимательской инициативой, которые в основном и могут обеспечивать экономике устойчивый инновационный прогресс. Считаю, что государство должно, с одной стороны, устранять барьеры, мешающие широкому инновационному развитию и созданию инновационной культуры в экономике, а с другой — способствовать достижению быстрых результатов на прорывных направлениях. Коммерциализация изобретений и инноваций — рискованный процесс, а если это усугубляется дополнительными проблемами и хлопотами, то у предпринимателей пропадает какое-либо желание инвестировать в идеи, судьба которых неясна. Все-таки благоприятная предпринимательская среда — это важное условие для внедрения инновационных идей и технологий. В нашей стране предпринимателю с хорошей идеей целесообразно создавать поддерживающие условия для организации нового бизнеса, способствовать его развитию, не отвлекать на борьбу с административными препонами. Предприниматель должен иметь возможность так же просто продать свое прибыльное дело, как и закрыть убыточное.

По данным зарубежных исследований, в ближайшие два-три десятилетия в мире ожидается существенный рост количества новых потребителей, принадлежащих к среднему классу. За этим могут последовать рост спроса на ресурсы (энергоносители, продовольствие, металл, воду) и, соответственно, повышение цен на них, усиление социальных, экономических и геополитических рисков. Поскольку мы живем в едином мировом пространстве, то изменения в мировой экономике прямо или косвенно касаются и нашего государства. Сегодня назрела необходимость в проведении радикальных изменений, касающихся рационального использования ресурсов и расширения их запасов за счет новых технологий. Среди значимых первоочередных мер — повышение эффективности использования импортируемых нами дорогостоящих энергоресурсов. Например, повышение энергоэффективности зданий в жилом и коммерческом секторах может обеспечить существенный размер выгоды. Как говорил Уолтер Леви, генеральный директор промышленной компании NCH: «Достаточно хотя бы счищать пыль и грязь со змеевиков в кондиционерах, установленных в зданиях, чтобы оборудование работало более эффективно, и благодаря этому расход энергии понизится на 10%».

Для агропромышленных комплексов нашей страны характерной проблемой остается потеря части продовольственных ресурсов после уборки урожая сельхозпродукции из-за плохих условий хранения, переработки и недостаточно развитой структуры в сфере сбыта товара, распределения его по сети продаж. Думаю, будут актуальны инвестиции во внедрение энергоэффективных технологий хранения и переработки сырья, в приобретение и использование современного холодильного оборудования, в организацию рационального процесса продвижения товаров от поставщиков сырья к потребителю, в том числе в контроль эффективности грузоперевозок. Решение данных вопросов повысит рентабельность хозяйств, минимизирует потери сельскохозяйственной продукции и позволит существенно уменьшить расходы на импорт, кроме того, это даст возможность снизить энергозатраты и получить прибыль.

Инновации необходимы в любой экономической обстановке. Даже экономический спад следует использовать как отличный повод для пересмотра направлений инвестиций в инновационные разработки, ведь кризис побуждает искать новые возможности для роста.

Андрей Павловский, председатель общего собрания участников ООО "Биоком"

Опубликовано в журнале "Бизнес-ревю", №5 (119) июнь 2014