08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Мнения
Что необходимо для наращивания экспорта услуг автомобильного транспорта
Международный автомобильный транспорт Республики Беларусь, на 99% представленный малыми предприятиями, обеспечивает устойчивый приток в страну иностранной валюты, вносит весомый вклад в формирование положительного сальдо торговли услугами и обеспечивает его ежегодное увеличение.
Парк автотранспортных средств, выполняющий международные перевозки грузов, насчитывает в Республики Беларусь более 16 тыс. единиц.Всфере международных автомобильных перевозок грузов работает 3,5 тыс. субъектов хозяйствования, обеспечивающих работой более 29 тыс. чел.
По итогам 10-ти месяцев 2017 г. выручка от экспорта услуг автомобильного транспорта увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22% и достигла 920 млн. долл. США, что составило почти 15% от общего объема экспорта услуг.
Осуществляя лишь 8% всех транзитных перевозок, белорусские автоперевозчики планируют обеспечить по итогам 2017 года более 1 млрд. дол. США экспортной выручки. Высокая эффективность их деятельности достигается за счет реализации передовых подходов к организации работы, аккумулированию лучших мировых практик и инноваций, использованию максимальных возможностей, предоставляемых рынком.
Так, в течение последних 10 лет объем реализации услуг ООО «Интертрансавто» увеличился более чем в 10 раз, на предприятии работает 450 чел., средняя заработная плата достигла в эквиваленте 650 дол. США. При этом экспортная выручка на одного сотрудника превышает 50 тыс. дол. США в год.
Как увеличить экспорт автомобильных услуг
Сегодня белорусские автоперевозчики работают в условиях жесткой конкуренции. Наша страна граничит с государствами, в которых международные автомобильные перевозки также получили высокий уровень развития. Количество автотранспортных средств, выполняющих международные перевозки товаров, в Польше в 12,5 раз, в Литве, России, Украине в 2 раза больше, чем в Беларуси.
У отечественных автоперевозчиков обновление парка транспортных средств за последние четыре года сократилось практически в 3 раза. Удельный вес новых транспортных средств (до 3-х лет с момента выпуска) снизился по сравнению с 2013 г. с 42 до 16%.
В результате количество автомобилей, соответствующих требованиям Евро-6, в парке перевозчиков Литвы составляет 7000 единиц, Польши – 50000, а в Беларуси всего 320.
Поскольку во многих странах установлена зависимость размера платы за проезд от экологического класса автомобиля, использование автомобилей Евро-6 позволяет транспортным компаниям уменьшать на 20% расходы на оплату проезда по платным дорогам на территории указанных государств. Кроме того, значительно повышается безопасность движения ина 6-7% снижается расход топлива. Это дает явные преимущества нашим конкурентам. Поэтому сегодня на долю белорусских автоперевозчиков приходится не более 8% всех транзитных перевозок.
Поскольку в Республике Беларусь отсутствует серийное производство седельных тягачей и грузовых автомобилей указанного класса, необходимо создание благоприятных условий для их приобретения посредством изменения порядка уплаты налога на добавленную стоимость и отмены утилизационного сбора при их приобретении. Это особенно актуально для малых предприятий, поскольку для ввоза одного тягача Евро-6 в настоящее время необходимо наличие свободных денежных средств в размере 32 тыс. евро.
Оснащение белорусских перевозчиков автомобилями указанного класса позволит Республике Беларусь увеличить количество многосторонних разрешений ЕКМТ, выдаваемых Международным транспортным форумом (Франция, Париж). Это также актуально в связи с вступающими с 1 января 2018 г. повышенными требованиями Хартии качества ЕКМТ к транспортным компаниям в части их профессиональной компетентности, финансовой устойчивости и деловой репутации.
Кроме того, это не только создаст новые возможности для белорусских транспортных компаний, но и ослабит их зависимость от разрешений стран-партнеров. В настоящее время только 25% всего автопарка обеспечены данными разрешениями и на протяжении последних 15-ти лет ситуация перманентно ухудшается. Так, с 2001 по 2017 гг. количество разрешений России для белорусских транспортников снизилось с 116 тыс. до 75 тыс., Казахстана – с 6 тыс. до 1,5 тыс., тогда как для польских перевозчиков количество разрешений за это же время увеличено почти вдвое.
Вопрос отмены разрешительной системы на перевозку всех видов грузов в ЕЭП требует решения на самом высшем уровне. Но считаю, что функционирование полноценного экономического союза возможно лишь в условиях свободного перемещения не только товаров, капитала и рабочей силы, но и услуг (без изъятий и ограничений).
Убежден, что реализация предложенных мер позволит нам уже в ближайшие пять лет увеличить объем экспортной выручки от осуществления международных транспортных перевозок до 2-х млрд. дол. США.
Андрей Смоляр, председатель совета директоров ООО "Интертрансавто"