Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Мнения

Распечатать 21.02.2023

Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развития

В Республике Беларусь институт налогового консультирования, как отдельный вид предпринимательской деятельности, был введен указом Главы государства более пяти лет назад. В настоящее время квалификационными аттестатами налоговых консультантов обладают 640 человек.

По данным Палаты налоговых консультантов в 2021 году индивидуальными предпринимателями-налоговыми консультантами было заключено более 660 договоров по налоговому консультированию, из которых 289 – с юридическими лицами, 244 – с физическими лицами и 128 – с ИП.

Коммерческие организации, осуществляющие деятельность по налоговому консультированию, имели в течение прошлого года более 2600 договоров на оказание данных услуг, в том числе 353 - юридическим лицам, 1745 - ИП и 514 – услуг физическим лицам.

Если учитывать тот факт, что только субъектов малого и среднего предпринимательства в стране насчитывается почти 360 тысяч, говорить о значительной востребованности бизнесом услуг налоговых консультантов пока не приходится.

При этом наиболее востребованной услугой как со стороны ИП, так и со стороны организаций является ведение бухгалтерского и (или) налогового учета, составление отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов (треть договоров ИП и две трети договоров организаций). Доля же договоров на комплексное оказание услуг по налоговому консультированию в структуре договоров ИП-налоговых консультантов составляет около 20% от их общего количества, а у коммерческих организаций - лишь 8%.

Оценка практики использования услуг по налоговому консультированию предприятиями-членами Совета по развитию предпринимательства также показала, что функционирование данного института не оказало пока существенного влияния на рынок консультационных услуг в целом.

По мнению участников Совета, одна из причин этого состоит в том, что правовой статус налоговых консультаций (заключений, разъяснений и др.) нормативно не закреплен. В результате, получение довольно дорогостоящих заключений аттестованных налоговых консультантов и принятие решений на их основе не гарантирует субъекту хозяйствования отсутствия административных и судебных претензий со стороны контролирующих органов.

Обязательное страхование ответственности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по налоговому консультированию также не гарантирует полноценной финансовой защиты их заказчикам, поскольку страховое возмещение полагается только в случае неоказания или ненадлежащего оказания консультационных услуг. С практической точки зрения гораздо чаще имеют место ситуации, когда услуги по налоговому консультированию были оказаны надлежащим образом, но профессиональное суждение налогового консультанта отличается от позиции контролирующих органов.

Как считают члены Совета, импульсом к развитию института налогового консультирования в нашей стране могло бы стать распространение гарантий по административной и судебной защите прав и законных интересов налогоплательщиков при исчислении и уплате ими налогов, сборов (пошлин) на основании разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, полученных ими не только от налоговых органов, но и сертифицированных налоговых консультантов.

Это существенно усилило бы роль и значимость налоговых консультантов в сфере налоговых правоотношений, а также в значительной степени снизило административно-консультационную нагрузку на налоговые органы.

В целях единообразного понимания законодательства была бы целесообразна организация постоянно действующей диалоговой площадки для обсуждения с участием Министерства по налогом и сборам и Палаты налоговых консультантов практики применения налогового законодательства, характерных правонарушений со стороны хозяйствующих субъектов, обусловленных разночтениями его норм и положений. Это способствовало бы также их профилактике и повышению уровня законности бизнеса в целом.

Необходимо также активное привлечение Палаты налоговых консультантов к участию в подготовке изменений в налоговое законодательство с целью профессиональной формализации актуальных запросов бизнеса и детальной оценки влияния воздействия планируемых новаций на функционирование его субъектов.

По мнению представителей Совета и партнерских предпринимательских союзов, это способствовало бы не только расширению сферы функционирования института налоговых консультантов и росту востребованности его услуг со стороны субъектов хозяйствования, но также повышению уровня транспарентности правовой среды и законности экономической деятельности в целом.

Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.