Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости совета

Распечатать 21.10.2014

Что мешает развитию кластеров в Беларуси?

На рабочей встрече по вопросам формирования кластеров в Республике Беларусь, которая было организована Советом по развитию предпринимательства в рамках партнерского проекта с Восточным комитетом германской экономики 15 октября 2014 года, представители государства, бизнеса, науки, а также эксперты из Германии обсудили ход процессов кластеризации в Беларуси и пути решения проблем, возникающих в продвижении кластерных инициатив.

Как отметила во вступительном слове Татьяна Быкова, советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, тема рабочей встречи весьма актуальна, потому как кластерное развитие приводит к повышению конкурентоспособности экономики, но, к сожалению, пока еще не все в республике до конца представляют суть и преимущества кластеров:

- Опыт общения с облисполкомами, перед которыми как раз и стоит задача развития кластеров, говорит о том, что представление о кластерах весьма отдаленное: кто как понимает, тот так и пытается их развивать. Может, некоторые вещи у нас потому и не получаются, что мы неправильно толкуем понятия…

В ходе встречи немецким опытом кластерного развития экономики поделился Вольфганг Дюриг, эксперт Института экономических исследований земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия), который рассказал о правовой основе создания и функционирования кластеров в Германии.

В частности, больше всего белорусские участники встречи интересовались ролью государства в поддержке развития кластеров. Как рассказал Вольфганг Дюриг, государство играет только сопровождающую роль. В Германии кластеры возникают в результате того, что предприятия образуют сетевую структуру и соглашаются на определенную кооперацию и сотрудничество. Если они решают, что им нужна господдержка, то по существующей процедуре подают заявку, в которой описывают цели проекта и какие преимущества возникнут в результате кооперации и кластерной работы:

- То есть не государство говорит «Сделайте кластер!», а предприятия сами обращаются к властям и объясняют, что они хотят сделать, чтобы получить поддержку. Роль государства состоит в том, чтобы выступать в качестве катализатора и ускорителя, оно заинтересовано в улучшении инновационных характеристик предприятий, их модернизации, росте рабочих мест.

Поддержка государства выражается, в основном, в создании рамочных условий и финансировании только части расходов кластерных проектов. Например, государство может дать площади для индустриальной застройки, помочь в приобретении исследовательских инструментов, оплатить часть расходов на персонал и конструкторско-опытные разработки.

При этом Вольфганг Дюриг отметил, что из существующих в Германии примерно 370 кластеров только небольшая часть получает государственную поддержку. Остальные работают самостоятельно:

- В любом случае государство дает только дотацию, остальные расходы участники кластеров должны нести самостоятельно и рисковать своими средствами - это основной механизм, который позволяет добиться эффективности кластеров.

С этим подходом согласился Сергей Жарников, генеральный директор Республиканского союза нанимателей «БелСН»:

- Государство не может быть инициатором создания кластеров. Оно должно лишь четко определить направления, в которых можно работать и оказать поддержку. Мы должны быть реалистами и понимать, что лишних финансовых ресурсов у государства нет, но зато есть огромный ресурс, связанный с неиспользуемыми площадями – их нужно предоставлять под инициативы создания кластеров.

Тем более, что в Беларуси бизнес не очень хочет получать государственные деньги, так как это огромная ответственность и любая ошибка по их использованию чревата существенными санкциями. Именно поэтому, по мнению Сергея Жарникова, лучшей формой поддержки являются выделение территорий и площадок, которые государство может изъять в случае невыполнения бизнесом своих обязательств.

Кстати, белорусские специалисты активно интересовались существующими в Германии механизмами предотвращения злоупотреблений со стороны бизнеса. Но, по словам Елены Грановской, руководителя Партнерского проекта с белорусскими ТПП и союзами промышленников и предпринимателей, в немецком обществе существуют немного иные отношения:

- Наверное, странно и подозрительно смотрится то, что достаточно объявить себя кластером в рамках кооперационной структуры и уже можно претендовать на получение государственной поддержки. Как быть уверенным в том, что предприятия, объявившие себя кластером, на самом деле таковым являются? Дело в том, что в Германии огромную роль играет пресса. И если кто-то позволит себе злоупотребление и этот факт «всплывет» в СМИ, то репутация предприятия уже никогда больше не восстановится. Поэтому бизнес осознает, что злоупотреблениями лучше не заниматься. То есть общество в Германии функционирует в режиме наличия соседей, когда каждый друг за другом немножечко присматривает.

Вольфганг Дюриг считает, что в Беларуси можно подумать о привлечении других форм контроля за выделением и использованием господдержки кластеров, но, главное, – не переусердствовать: контроль не должен парализовать инициативу участников кластеров и затмевать собой основную цель их развития.

О том, как в Беларуси идет построение кластерной модели, участникам рабочей встречи рассказал Дмитрий Крупский, начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики Республики Беларусь. Сегодня принято только постановление правительства, утверждающее концепцию формирования инновационно-промышленных кластеров, а также подготовлен проект указа президента о некоторых мерах формирования и государственной поддержки инновационно-промышленных кластеров.

Как рассказал Дмитрий Крупский, в нашей стране есть своя специфика формирования кластерных структур. Во-первых, нужно учитывать, в Беларуси примерно 70% экономики занимает государственный сектор, который не хочет идти по пути кластеризации:

- Органы хозяйственного управления, которые курируют предприятия госсектора, однозначно сказали, что они не заинтересованы в формировании кластеров. Поэтому на завершающем этапе работы над концепцией нами был сделан однозначный вывод, что кластеры в Беларуси будут формироваться на базе субъектов МСП. В этом есть смысл, потому что, как показала практика, крупным компаниям кластеризация не нужна – они считают, что способны действовать самостоятельно без кооперации с другими.

Кроме того, Дмитрий Крупский отметил еще одну особенность: белорусский бизнес пока слабо осознает полезность взаимодействия, что выражается в неготовности некоторой части субъектов хозяйствования сотрудничать между собой.

В свою очередь заведующая кафедрой экономики промышленных предприятий Белорусского государственного экономического университета Людмила Нехорошева отметила, что для развития высоких технологий нужен огромный капитал, которого нет у малых и средних предприятий:

- Пятый и шестой технологические уклады требуют огромных финансовых вливаний. На мой взгляд, если малые предприятия просто объединятся, они не смогут создать высокотехнологичные кластеры. Поэтому в подобных проектах без крупных предприятий не обойтись.

В конце рабочей встречи Людмила Истомина, консультант по вопросам социально-экономического развития, предложила создать группу высококвалифицированных национальных экспертов по кластерам, чтобы помогать Министерству экономики правильно формировать процессы в этой сфере, на конкретных примерах показывать государственным предприятиям выгоды кластерной организации.

Скачать презентации участников рабочей встречи:

Кластерный подход как инструмент для регионального экономического развития

Вольфганг Дюриг, эксперт Института экономических исследований земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия). В сфере его компетенции - вопросы рынков труда, образования и населения.  Занимался исследованием инновационных процессов, кооперации в сфере НИОКР (кластеры), инновационных систем и трансферта технологий. Участвовал в реализации международных проектов в Венгрии, Польше, Чехии, Румынии, Эстонии, Латвии, Литве, Македонии, Украине, Косово, Албании, Болгарии, Монголии, Пакистане, Индонезии, Ираке (Курдистане), Молдавии и Лаосе.

Формирование и развитие инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь

Крупский Дмитрий Марьянович, начальник управления науки инновационной политики Министерства экономики Республики Беларусь, один из ключевых разработчиков Концепции формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь

Возможные направления сотрудничества Германии и Беларуси в контексте формирования и развития инновационно-промышленных кластеров

Нехорошева Людмила Николаевна, заведующий кафедрой экономики промышленных предприятий Белорусского государственного экономического университета, доктор экономических наук, лауреат премии Национальной академии наук Беларуси. Изучала организацию инновационных центров Германии, исследовала эффективность работы лучших организаций США, участвовала в программах Высшей экономической школы (г. Прага). Как эксперт участвовала в работе Биржи инновационных проектов в Польше. Первой в Беларуси исследовала венчурную деятельность.  Автор многочисленных публикаций по проблемам инновационной деятельности, государственным моделям ее управления и стимулирования.

Развитие белорусских индустриальных кластеров

Амбалов Виталий Игоревич, консультант по вопросам создания производственных систем и проектного управления. Автор около 40 публикаций, в том числе по тематике: промышленная политика, развитие субконтрактации, формирование промышленных кластеров и др.