Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости совета

Распечатать 24.02.2015

Первое заседание Совета в 2015 году состоялось в Минске

На заседании Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, которое состоялось 19 февраля 2015 года в Минске, были подведены итоги работы за 2014 год и намечены основные направления  деятельности на следующий год. На заседании также присутствовал Василий Матюшевский, первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь.

Председатель Совета по развитию предпринимательства Петр Прокопович в своем выступлении напомнил, что Совету предоставлены большие права и полномочия для улучшения организационно-правовых и экономических условий функционирования частного бизнеса. В течение прошлого года Советом был выполнен анализ и подготовлены заключения по проектам 34-х актов Президента Республики Беларусь, более 40 постановлений Правительства, изменений и дополнений в ряд кодексов и законов.

Кроме того, члены Совета представляют интересы предпринимательского сектора в составе ряда общественно-консультативных советов при органах государственного управления, где также имеют возможность вносить предложения об устранении проблем и улучшении бизнес-климата.

Совет ежеквартально представляет в Министерство экономики обзор ситуации, сложившейся в предпринимательской среде, имеющих место проблемах и направлениях их решения.

Петр Прокопович обозначил вопросы, которые в прошлом году поднимались Советом по развитию предпринимательства, но пока еще решены не в полной мере: это высокая стоимость кредитных ресурсов (а значит, и недоступность их для малого бизнеса), дефицит квалифицированных кадров, высокая стоимость аренды помещений и нежелание государственных предприятий продавать их в собственность арендаторов, бюрократизм, волокита, проблемы с доступом малых частных предприятий к дефицитным сырьевым ресурсам.

- Белорусский бизнес сегодня не тот, что был 15-20 лет назад. Мы имеет десятки и тысячи первоклассных предприятий, которые работают на уровне мировых стандартов. Нужно их стимулировать, чтобы они увеличивали свой бизнес, чтобы мы имели несколько десятков крупных частных фирм с выручкой от реализации товаров, работ и услуг по миллиарду долларов в год. Есть еще и средние, малые и микрофирмы, которые показывают высочайшую производительность труда. Как сделать, чтобы такие бизнесы стали массовыми? Какие условия необходимо создать, чтобы они быстро развивались?..

На заседании члены Совета поделились актуальными проблемами, с которыми они сталкиваются в своей деятельности. В частности, Николай Мартынов, генеральный директор СООО ”Марко“, рассказал о трудностях с привлечением кредитных ресурсов для развития холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», созданного в 2013 году в соответствии с Указом Президента №467:

- Сегодня мы взяли на себя смелость частичного финансирования в валюте строительно-монтажных работ. Но  привлечение валютных кредитов также натолкнулось на  проблемы со стороны банков. Встречались со специалистами банка неделю назад  – была одна ставка по кредиту, сегодня – уже значительно выше. Но какой-то предел должен быть! Есть указ Главы государства, там определены ставки – и в валюте, и в рублях…

По мнению Николая Мартынова, банк умышленно затягивают  сроки принятия решения о кредитовании, чтобы не приступать к финансированию вообще. В этих условиях приходится рассчитывать только на помощь правительства в решении этой проблемы.

Генеральный директор СЗАО «Серволюкс» Евгений Баскин убежден, что жизнь заставляет белорусского производителя работать эффективнее конкурентов, поскольку в России и Казахстане агрохолдингам выделяются большие средства на льготных условиях.

- Наша компания всегда росла быстро, и многие бизнес-процессы не успевали за ростом производства. Сейчас хорошее время, чтобы подтянуть некоторые функции и «зачистить стыки» между бизнес-процессами, на которых теряются серьезные деньги. В нашей компании нет понятия «кризис» - есть термин «новая реальность». Мы осознаем, что в ближайшие несколько лет как российский, так и внутренний рынок не будут для производителя в нашем сегменте такими же комфортными, как в предыдущие годы. Мы смотрим в завтрашний день без излишнего оптимизма, но уверенно, и рассчитываем на собственные силы.

Проблемами, которые возникли по ходу реализации инвестиционного проекта с крупной американской корпорацией, поделился Виктор Лемешевский, директор ООО «Белинвестторг». Они касаются освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС в соответствии с нормами Декрета №10, ввоза в страну товаров, перемещаемых внутри корпорации, изменений в налоговом законодательстве, касающихся управляющих компаний, которые приводят к двойному налогообложению, а также согласования технических условий с местными органами при строительстве предприятий:

- При принятии решения об инвестировании рассматривались две площадки – в Беларуси и в России. Отбор шел по критериям близости потребителя, наличия квалифицированной рабочей силы, лояльности местного законодательства. В итоге была выбрана Беларусь. Мы стали готовить строительство завода, и оказалось, что местные органы власти, услышав об американской корпорации, сразу выставили нам дополнительные условия по модернизации инфраструктуры города на $3,1 млн при сметной стоимости всего завода в €27 млн. Поэтому я предлагаю законодательно закрепить, что для иностранных компаний, которые реализуют производственные инвестиционные проекты, сети и все коммуникации должны быть подведены за счет государства в качестве бонуса за то, что была выбрана именно наша страна, а не какая-то другая территория.

Николай Силинов, генеральный директор ООО «Альянспласт», озвучил на заседании проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели Витебской области. Сюда относятся: низкая финансовая дисциплина бюджетных организаций, которые не спешат расплачиваться с частными компаниями за выполненные работы и услуги, высокая стоимость аренды коммунальной собственности (например, в Витебске в новом году арендная плата выросла в три раза), принятие решений об изменении условий хозяйственной деятельности без обсуждения с бизнес-сообществом (например, увеличение ставок единого налога), высокая стоимость газа и электроэнергии (тарифы которых привязаны к валюте), а также действия контрольных и надзорных органов, которые в неформальных беседах признаются, что им доводятся планы по штрафам.

- В последнее время стало сложнее выстраивать отношения с госорганами. Девятнадцать лет назад мы получили бывший сарай, привели его в порядок и начали работать – и все контрольные органы понимали, что наш бизнес только развивается. Видели, что из года в год улучшаются условия, облагораживается территория - и принималось это как должное. Сейчас же они хотят все сразу и желательно авансом - в бюджет. Если государство так будет поступать, то бизнес развиваться не будет.

Сопредседатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов также говорил о трудностях, с которыми сталкиваются предприниматели: неудачной попытке организовать систему депозитного сбора отходов потребления на принципах саморегулируемых организаций, о сложностях продвижения проекта комплексной поддержки развития малых производств, расторжении договоров аренды с частными малыми предприятиями, неплатежах со стороны госпредприятий и торможении в министерствах различных инициатив бизнес-сообщества.

Создать ряд постоянных комиссий по вопросам предпринимательства при Совете предложил председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. По его словам, периодичность созыва Совета (раз в квартал) не позволяет рассмотреть весь комплекс существующих вопросов, поэтому имеет смысл создать комиссии по стратегии развития предпринимательства, по защите прав и законных интересов предпринимательства, по финансированию субъектов предпринимательства, по имущественным и земельным вопросам предпринимательства, по сокращению неплатежей в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также комиссию по развитию конкуренции и антимонопольной политике. Председатель Совета Петр Прокопович эту идею поддержал, предложил более детально проработать вопросы финансирования и организации работы комиссий, после чего принять решение на следующем заседании Совета.

Фото: Вячеслав Мильяненко и пресс-служба Совета

мероприятияархив