Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Официальные документы

Распечатать 10.09.2020

Совет не поддержал подходы Минтруда по обеспечению своевременной выплаты зарплаты

Совет по развитию предпринимательства не поддержал подходы Министерства труда и социальной защиты по обеспечению своевременной выплаты заработной платы, а также дополнительному регулированию условий и порядка заключения гражданско-правовых договоров. 

Проектом Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по защите прав работающих» предусматривается, что, в случае задержки заработной платы на срок более 15 календарных дней, работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты заработной платы. При этом за ним не сохраняется средний заработок,  он может работать по совместительству полный рабочий день, но обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после выплаты задержанной заработной платы в полном объеме.

По мнению Совета, предусмотренные проектом Указа меры, в частности, предоставление работникам, не получившим вовремя заработную плату, права на самостоятельный поиск средств к существованию, не обеспечивают достижение цели проекта – «повышение социальной защиты работающих». Проблема невыплаты заработной платы при этом не решается, а лишь откладывается «до лучших времен». При этом работники, приостановившие работу, фактически отдаются «на откуп» самим себе.

Кроме того, получая возможность работать по совместительству полный рабочий день, работник вынужден строить свои отношения
с другим нанимателем на условиях «режима ожидания», поскольку сразу же после выплаты задержанной заработной платы обязан выйти на основную работу. Наличие столь «гибких» трудовых отношений довольно сложно представить на практике, поскольку любой наниматель формирует свою программу действий, как минимум, на ближайший месяц.

Также имеется угроза дальнейшего ухудшения экономического положения нанимателей, поскольку в ряде случаев использование несколькими ключевыми сотрудниками своего права оставить рабочее место может заблокировать работу всего коллектива. В результате шансы на выплату заработной платы еще больше сокращаются. 

Членами Совета отмечено, что проблемы несвоевременной выплаты заработной платы должны решаться иными, используемыми в мировой практике методами, в числе которых механизмы гарантирования, создание резервных фондов и другие.

Практика свидетельствует, что данная проблема как правило обусловлена несвоевременностью расчетов за товары, работы (услуги), в том числе выполненные в рамках государственных закупок. В связи с этим было предложено рассмотреть возможность:

- введения государственной гарантии выплаты заработной платы организациями, поставляющими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги в рамках государственного заказа;

- установления для нанимателей, допустивших неоднократную в течение года задержку выплаты заработной платы, обязанности создания специализированных резервных фондов, предназначенных для аккумулирования денежных средств и возможности их использования исключительно на выплату заработной платы.

Что касается норм проекта Указа, предусматривающих дополнительное регулирование условий и порядка привлечения граждан к выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правовых договоров, по мнению Совета, это повлечет рост административных издержек для нанимателей, уменьшение их гибкости в вопросах использования трудовых ресурсов, что негативно отразится на уровне издержек производства и показателях
его эффективности. 

Как следствие, Совет не разделяет позицию разработчика о том, что «нормативные предписания проекта не будут негативно влиять на бизнес-среду и инвестиционный климат Республики Беларусь». Принятию подобных правовых инициатив должна предшествовать детальная оценка регулирующего воздействия на условия осуществления предпринимательской деятельности.

мероприятияархив