Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 25.09.2013

Технический регламент ТС «О безопасности товаров легкой промышленности» создает проблемы для белорусского малого и среднего бизнеса

С 1 июля 2013 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» ТР ТС 017/2011 (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876). Разработчиком проекта ТР ТС является казахстанская сторона - Министерство промышленности и новых технологий Республики Казахстан.

Белорусские представители малых предприятий отмечают, что нормы технического регламента существенно ужесточаются по сравнению с ранее действовавшими в Беларуси и оцениваются ими как необоснованно жесткие и экономически невыгодные.

Проблема №1: Двойная сертификация

Новым ТР ТС существенно расширена область его применения посредством установления обязательных требований не только к готовым изделиям, но и к материалам.

Двойная сертификация значительно увеличивает расходы производителей и представляется нецелесообразной. Области применения ТР ТС необходимо привести в соответствие с Единым перечнем продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526. Так, пунктом 28 Единого перечня исчерпывающим образом определены виды продукции легкой промышленности, в отношении которой должны быть установлены обязательные требования в рамках Таможенного союза: готовые штучные изделия, ковры и ковровые изделия, изделия трикотажные, швейные и кожгалантерейные, обувь, меха и меховые изделия.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 1 ТР ТС, к продукции легкой промышленности, на которую распространяется действие ТР ТС, также были отнесены: материалы текстильные, войлок, фетр и нетканые материалы, кожа и кожаные изделия, кожа искусственная.

Проблема №2: Избыточно жесткая оценка соответствия продукции легкой промышленности

Следует отметить чрезмерное и необоснованное ужесточение форм и схем оценки (подтверждения) соответствия продукции легкой промышленности требованиям ТР ТС по сравнению с ранее действовавшим законодательством Республики Беларусь в сфере оценки (подтверждения) соответствия, а также с другими техническими регламентами Таможенного союза.

Я считаю, что целесообразна корректировка положений ТР ТС в части изменения схем декларирования по отдельным видам продукции - вместо схемы декларирования 4д использовать схему декларирования 2д, что предполагает возможность проведения испытаний самим заявителем в любой лаборатории, в том числе неаккредитованной (включая собственную), вместо испытаний только в аккредитованной лаборатории.

Предлагаемое изменение схемы декларирования позволит сократить финансовые и временные затраты субъектов предпринимательской деятельности на оценку (подтверждение) соответствия продукции.

Справочно:

В ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», вступившем в действие с 1 июля 2013 г., оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции предусмотрена исключительно в форме декларирования соответствия пищевой продукции по одной из схем декларирования (1д, 2д или Зд) по выбору заявителя, а не сертификации соответствия. При этом схемы декларирования 1д и 2д предполагают возможность проведения испытаний самим заявителем в любой лаборатории, в том числе неаккредитованной (включая собственную).

В этой связи представляется избыточно жестким использование для оценки (подтверждения) соответствия продукции легкой промышленности более жестких схем (декларирования по схеме 4д и даже сертификации (для одежды 1-го слоя (нижнее белье), атакже постельного белья), по сравнению с пищевой продукцией (хлеб, хлебобулочные изделия и другие продукты питания), подлежащей только декларированию по более мягким схемам (1д,2д) по выбору самого заявителя.

Также следует отметить, что гармонизированным законодательством Евросоюза не предусмотрены обязательные требования к продукции легкой промышленности, за исключением маркировки состава текстильных волокон на этикетке. При этом Директивой ЕС по общей безопасности продукции (2001/95/ЕС) предусматривается возможность добровольного декларирования соответствия продукции европейским стандартам с маркировкой ее знаком СЕ.

Кроме того, согласно указанной Директиве ЕС в случае отсутствия гармонизированного законодательства, а также европейских стандартов, по отношению к продукции применяются требования национального законодательства государств - членов ЕС.

Приходится констатировать, что при разработке и принятии ТР ТС не был учтен опыт ЕС в сфере технического регулирования продукции легкой промышленности.

Проблема №3: Мелкие производители продукции швейного производства вынуждены будут свернуть бизнес

В количественных показателях пункт 4 ТР ТС не распространяется только на продукцию, изготовленную по индивидуальным заказам населения.

В настоящее время в Беларуси имеется группа мелких производителей продукции швейного производства, производящих модную одежду мелкими партиями. Требования нового ТР ТС (сертификация двух и более изделий на продажу) делают их продукцию неконкурентноспособной по цене и фактически приводят к сворачиванию производства.

Данная проблема актуальна и для государственных комбинатов бытового обслуживания.

Проблема №4: В Беларуси недостаточно органов сертификации и испытательных лабораторий

Далеко не во всех городах нашей страны имеются органы по сертификации и лаборатории, проводящие испытания товаров легкой промышленности. В настоящее время в Беларуси имеются только 18 органов сертификации и 26 испытательных лабораторий, что, по мнению предпринимателей, недостаточно.

Из вышеизложенного следует, что ТР ТС «О безопасности продукции легкой промышленности» не создает условия для дальнейшего развития малого бизнеса в легкой промышленности, а наоборот препятствует процессам ее модернизации.

Чтобы малый и средний бизнес в сфере легкой промышленности развивался, нужно осуществить следующие шаги:

1. Продлить срок переходного периода по ТР ТС до 1 января 2015г. Во время переходного периода увеличить в Беларуси количество органов сертификации и испытательных лабораторий.

2. Внести в ТР ТС изменения в части изменения схем декларирования. Исключить из ТР ТС двойную сертификацию материалов и готовых изделий.

3. Вывести из под действия ТР ТС мелкие партии (до 30 штук) изделий легкой промышленности.

мероприятияархив