Мненияархив

25 марта 2019 г.

Почему новый порядок учета командировочных расходов сэкономит бизнесу уйму времени и усилий

Валентин Байко, председатель общего собрания участников СООО "Конте Спа"

25 марта 2019 г.

О новом порядке возмещения расходов при служебных командировках

Наталия Высоцкая, заместитель генерального директора БАМАП

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 29.08.2014

Подводные камни государственно-частного партнерства

В условиях, когда не хватает бюджетных средств для социальных программ, реализовывать важные инфраструктурные проекты можно было бы через государственно-частное партнерство (ГЧП). Так делают как в экономически развитых странах, так и в странах, которые гораздо слабее Беларуси в экономическом развитии.

Как мне кажется, в нашей стране вполне могли бы получиться инфраструктурные проекты ГЧП в транспортной сфере (строительство автомобильных и железных дорог, мостов, развязок), энергетике (строительство ЛЭП, гидроэлектростанций), жилищно-коммунальной (мусороперерабатывающие заводы, создание системы сортировки и переработки отходов) и социальной областях (строительство детских садов, школ, больниц). Ведь из-за трудностей в экономике на создание таких объектов денег действительно нет либо недостаточно. Ждать, когда появятся ресурсы, бесполезно, их никогда не будет хватать. Поэтому грамотным сочетанием общественных, государственных и частных интересов стала бы реализация важных проектов прямо сейчас — с помощью частных инвесторов и без использования бюджетных денег. Да, частники в результате реализации проекта ГЧП вернут свои средства и получат прибыль, но при этом будет решена социальная инфраструктурная проблема, а государство сохранит право собственности на эти инфраструктурные объекты.

В то же время реализация проектов ГЧП в Беларуси имеет свои трудности. Наверное, самый серьезный вопрос — это расчет и распределение рисков для обеих сторон. Нам сегодня сложно сказать, что будет в экономике страны через 10-15 лет, а ведь проекты ГЧП рассчитываются на более длительные сроки — 20-30 лет. К тому же из-за рисков во взаимоотношениях с госорганами бизнес, наверное, не совсем готов инвестировать в проекты ГЧП. Поэтому власти нужно делать работу над ошибками, а также думать о мотивации чиновников, чтобы у них вместо боязни ответственности за принятые решения появилась заинтересованность в скорейшей реализации таких проектов.

Второй вопрос — это стоимость заемных денег. Как правило, проекты ГЧП реализуются за счет длинных кредитов, а не собственных средств. К сожалению, кредитные средства в наших банках недопустимо дорогие для таких сроков, даже если речь идет о валюте: брать кредит на 20 лет под 8-10% годовых - это непозволительная роскошь, которую не переварит ни один проект. Ресурсы для таких проектов должны стоить от 2 до 4% максимум — это, скорее всего, деньги западных банков. Следовательно, специфика белорусских проектов ГЧП будет заключаться в том, что частными инвесторами наверняка станут крупные иностранные компании.

К тому же мы, к сожалению, не вырастили местных инвесторов, которые могли бы выступить частной стороной в больших инфраструктурных проектах, — бизнесменов такого уровня можно пересчитать на пальцах двух рук. Можно реализовывать и малые проекты ГЧП — например, строительство детских садов в регионах, где одной стороной выступала бы областная или районная администрация, а другой — местная частная компания. Но опять же проект упрется в дороговизну заемных ресурсов для реализации.

Впрочем, я настроен достаточно позитивно в отношении государственно-частного партнерства в Беларуси. Начинать стоит с областей, где наиболее легко просчитываются риски в компенсационных расчетах возврата вложений, - в частности, с транспорта. Беларусь — транзитная страна, поэтому востребованность новых инфраструктурных объектов будет сохраняться постоянно. К тому же возврат средств в этой сфере, как правило, идет не из бюджета, а от пользователей инфраструктуры.

При желании и встречных шагах всех сторон такие проекты могут послужить еще и своеобразным толчком для притухшего инвестиционного процесса. Ведь это тоже элементы инвестиционной активности частных иностранных компаний на рынке, и, думаю, именно через систему ГЧП мы можем повысить интенсивность инвестиционного процесса.

Александр Швец, председатель РОО ”Белорусская научно-промышленная ассоциация“

Опубликовано в журнале "Бизнес-ревю", № 6-7 (120-121) июль-август 2014

мероприятияархив