Мненияархив

26 августа 2023 г.

Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решения

Представители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения

21 февраля 2023 г.

Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развития

Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.

Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости по тегам

Распечатать 03.06.2020

Семейное предпринимательство: перспективы развития в Беларуси

В последнее время одним из ведущих трендов развития экономик все большего числа стран становится семейное предпринимательство. Социальные и экономические преимущества данной формы организации бизнеса обусловили высокую эффективность функционирования его субъектов, долговременность их существования и динамичность роста.

Семейный бизнес рассматривается как наиболее социально ориентированный, более справедливый с точки зрения учета интересов работодателей и работников, экономически эффективный, экологически сбалансированный и инновационно восприимчивый способ экономической деятельности.

Сегодня семейные компании составляют основу экономики большинства европейских стран, а также США и Латинской Америки.

Так, по данным Pricewaterhouse за 2008 год, доля семейных предприятий превышает 50 % в странах Евросоюза и 95 % в США и составляет от 65 до 90 % в странах Латинской Америки1. Семейные компании традиционно занимают наибольший удельный вес в таких секторах, как производство продовольственных товаров, торговля, ресторанный и гостиничный бизнес, строительство.

Анализ опыта развития семейного бизнеса в странах Западной Европы и Америки позволяет выделить два основных вида семейных предприятий:

- вновь созданные членами одной семьи, как правило, малые предприятия,

- выросшие из малого семейного бизнеса и передаваемые по наследству крупные компании. Так, из мелких торговых лавок, магазинов, мастерских выросло большинство всемирно известных семейных фирм, среди которых: Oral-B, Siemens, Adidas, Samsung Electronics и др.

Очевидно, что для стран, где история развития частного сектора экономики составляет всего лишь 25-30 лет, наибольший интерес представляют малые семейные предприятия, эволюция которых в будущем, возможно, приведет к появлению национальных бизнес-династий.

Обзор мировой практики развития семейного предпринимательства свидетельствует, что данная форма малого бизнеса имеет ряд специфических социальных и экономических преимуществ. К их числу относится, прежде всего, максимальная гибкость, возможность быстро реагировать на потребности рынка. Совпадение базовых функций предпринимательства и собственности в одном лице приводит к большей личной заинтересованности в успешности бизнеса. Поэтому считается, что именно семейные компании лучше других способны противостоять внешним ударам.

Кроме того, родственники в расчете на общую будущую прибыль готовы работать за небольшую плату. В этом и заключается одно из важнейших преимуществ семейного дела: деньги не уходят из семьи и работают на благо всех ее членов.

Семейное предпринимательство позволяет сочетать предпринимательскую деятельность с домашним трудом и воспитанием детей, привлекать к производственной деятельности детей, пожилых членов семьи, инвалидов. Тем самым оно создает экономические скрепы семей, способствует их укреплению, обеспечивает рост семейных доходов. Создаются условия для успешной социализации детей.

Эффективность функционирования мелкого семейного бизнеса в значительной мере обусловлена также сокращением формальных процедур, касающихся вопросов оформления трудовых отношений, начисления и выплаты заработной платы, распределения обязанностей и ответственности между участниками бизнеса и т.д. 

Одной из европейских стран, где семейный бизнес развит в наибольшей степени, является Финляндия. Поскольку одним из приоритетных направлений экономики является туризм, правительство всячески поощряет вхождение в данный бизнес местных семейных фирм. Также в сфере деятельности семейных фирм - ремонт и покраска автомобилей, бытовой техники, реставрация старинной мебели и фотографий, массаж, уход за пожилыми людьми, услуги няней
и домработниц, услуги по уборке территории и частных владений, дизайнерские услуги, грузовые перевозки и множество других.

Идея поддержки и развития семейного предпринимательства получает свое воплощение и в Российской Федерации. В начале текущего года Минэкономразвития России подготовило изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающие закрепление понятия «семейное предприятие» в российском законодательстве. Законопроект устанавливает критерии для признания малого и среднего бизнеса семейным, а также возможность оказания таким субъектам государственной поддержки.

Субъект малого и среднего предпринимательства может быть признан семейным предприятием только в случае соответствия одному из следующих условий по итогам предыдущего календарного года:

1) члены одной семьи суммарно владеют более чем 50%-ной долей в уставном капитале ООО или в складочном капитале хозяйственного товарищества/хозяйственного партнерства либо более чем 50% голосующих акций АО; при этом один из членов семьи должен являться единоличным исполнительным органом такого юридического лица или председателем совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества либо хотя бы на одного из членов семьи должно быть возложено ведение дел хозяйственного товарищества;

2) не менее 50% членов производственного кооператива, потребительского кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства относятся к членам одной семьи;

3) не менее 50% работников индивидуального предпринимателя, которые работают у него по основному месту работы, относятся к членам его семьи.

Ожидается, что будут также внесены дополнительные изменения в российское законодательство, улучшающие положение семейных предприятий (специальный налоговый режим, семейный патент, льготное финансирование).

В белорусском законодательстве семейное предпринимательство, как одна из форм малого предпринимательства или самозанятости населения, не используется и не выделяется как особая форма правового регулирования и государственной поддержки. В то же время такая форма организации экономической деятельности могла бы стать одним из эффективных механизмов «раскрепощения деловой инициативы и творческого потенциала граждан».

Как подчеркивалось ранее, эффективность функционирования мелкого семейного бизнеса в значительной мере обусловлена сокращением формальных процедур, касающихся вопросов оформления трудовых отношений, начисления и выплаты заработной платы, распределения обязанностей и ответственности между участниками бизнеса и т.д.

Так, например, в Италии при формировании налоговой базы для расчета подоходного налога членов семьи общий доход от семейного бизнеса делится на равные части между всеми участниками, несмотря на то, что фактические доходы могут быть разными. Аналогично осуществляется и начисление обязательных страховых взносов. Размер добровольных страховых взносов – личное дело каждого. Предусматриваются также механизмы распределения собственности между участниками бизнеса.

При этом в семейном бизнесе допускается полная взаимозаменяемость его участников в выполнении отдельных функций: отпуск и приобретение товаров, расчеты с покупателями и поставщиками, ведение кассовых операций, ведение учета и др.

В структуре белорусской экономики также имеют место субъекты, по формальным признакам существенно напоминающие семейный бизнес. Например, индивидуальные предприниматели (далее – ИП), работающие с привлечением членов семьи или близких родственников. Однако действующие требования по оформлению трудовых отношений, начислению взносов в Фонд социальной защиты населения, распределению обязанностей нивелирует те преимущества, которыми обладает семейное предпринимательство как таковое. В результате данный бизнес нельзя рассматривать как семейный. По сути, это – обычные гражданско-правовые отношения между нанимателем и работником.

Более того, указанные требования создают существенные проблемы для работы индивидуальных предпринимателей и их эволюции в иные организационно-правовые формы бизнеса. Например, если ИП имеет жену и трое совершеннолетних сыновей, он должен четко определить и зафиксировать, кто из них участвует в бизнесе. При этом один из сыновей, с которым не заключен формальный договор, не может привлекаться даже для замещения заболевших родителей или братьев. Аналогичная ситуация с командировками, отпусками, учебой членов семьи-формальных участников бизнеса.

Поэтому для создания условий для развития эффективного семейного предпринимательства в данном секторе целесообразно было бы упразднить формальные процедуры между членами семьи, отдав им «на откуп» вопросы распределения функциональных обязанностей, начисления заработной платы и страховых взносов, а также распределения собственности.

Другой организационной основой для развития семейного бизнеса могли бы стать микроорганизации, учредителями и работниками которых являются близкие родственники. Такая возможность обусловлена тем, что действующим законодательством допускается в частных организациях совместная работа на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителя), кассира, лиц, состоящих в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), даже если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного
из них другому (ст.27 ТК РБ). В таких организациях также было бы целесообразно допустить «внутреннее» регламентирование вопросов распределения обязанностей, дохода, страхования при условии соблюдения установленных государством социальных гарантий.

Что касается сферы приложения семейных предприятий, то, как показывает зарубежный опыт, наиболее перспективными направлениями являются: организация семейных ресторанов и ресторанов быстрого обслуживания, розничная торговля, бытовое обслуживание населения (химчистки, прачечные, ателье, парикмахерские, пошив и ремонт одежды, обуви и др.).

По мнению известного итальянского шеф-повара Марцианно Палли, «семейный ресторан может успешно работать в любой ценовой нише. Более того именно эта концепция – концепция классического семейного ресторана, где владельцы бизнеса работают в заведении, которое им принадлежит – будет превалировать на ресторанном рынке во всем мире. Развитие семейных ресторанов Марцианно Палли считает перспективным по разным причинам. В том числе и потому, что семейный ресторан представляется наиболее выгодным для построения бизнеса
в новом «немассовом» обществе, к которому движется мир»2.

В последнее время одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики является туризм, значение которого как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов постоянно возрастает. Зарубежный опыт показывает, что в Европе более 70 % туристов останавливаются в небольших частных гостиницах, гостевых домах, частном жилище граждан, туристских хуторах, туристских деревнях
и так далее, владельцами и одновременно обслуживающим персоналом которых являются члены одной семьи. Поэтому именно семейное предпринимательство могло бы стать заметным фактором развития туристско-рекреационной сферы в нашей стране.

Сила и перспективность семенных вариантов малых предприятий заключается в том, что совместно работают люди, хорошо знающие друг друга, люди, доверяющие друг другу, ответственные в отношении взятых обязательств. При этом работников связывают не только экономические интересы и условия труда, но и общие семейные цели, забота об общем благе, здоровье и будущем детей.

Татьяна Быкова, руководитель исполнительной дирекции Совета по развитию предпринимательства

---

1 - Making a Difference. The Pricewaterhouse Coopers Family Business Survey 2007-2008, р. 37.

2 - Шаховалова Е.Г. Перспективы развития семейного бизнеса в России. – Ползуновский альманах. 2009, №3. – С. 30.

мероприятияархив