Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 21.12.2016

О внедрении механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности

Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 поставлена задача снижения административного давления на бизнес и создания условий для активизации частной инициативной деятельности граждан. Это выдвигает на повестку дня вопросы дальнейшей либерализации экономики и сокращения регулятивных функций государства.

В этих условиях объективно необходимым элементом реализации стратегии экономического развития страны является внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности, суть которого состоит в перераспределении функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка. Это в перспективе даст возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями. При этом речь не идет об ослаблении роли государства, а, прежде всего, о сокращении его вмешательства в экономические процессы.

Практика функционирования саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в экономически развитых странах свидетельствует о следующих преимуществах данного института:

- нормы саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, позволяют быстро заполнить имеющиеся пробелы в законодательстве;

- участники рынка имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов,в том числе путем выборов руководящих лиц организаций саморегулирования и «голосования ногами» (если членство в организации саморегулирования является необязательным);

- механизм разрешения споров в системе саморегулирования более дешевый и эффективный по сравнению с судебным разбирательством, и он в большей степени адаптирован к условиям конкретной сферы деятельности;

- имеет место экономия бюджетных средств в связи с передачей определенных функций государственных органов организациям саморегулирования, которые финансируются самим бизнесом;

- развитие саморегулирования способствует повышению доверия общества к бизнесу, в том числе благодаря усилению его транспарентности;

- санкции, применяемые организациями саморегулирования,  при определенных условиях вызывают меньше отторжения, чем санкции, применяемые государством.

Таким образом, саморегулирование не только включает механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и позволяет более эффективно и с меньшими затратами их регулировать.

Развитие саморегулируемых организаций формирует потенциал для преодоления «провалов» рынка без вмешательства государства. Как результат, саморегулируемые организации в ряде случаев обеспечивают более высокий уровень общественного благосостояния по сравнению с другими институциональными альтернативами: рыночным механизмом и государственным регулированием.

Однако очевидно, что государство может отказываться от регулирования тех или иных экономических процессов тогда и только тогда, когда бизнес самостоятельно создает и обеспечивает эффективное функционирование механизмов, поддерживающих высокие стандарты профессиональной деятельности, взаимоотношений с клиентами и разрешения споров.

В развитых рыночных экономиках с высоким уровнем социальной составляющей вопросы формирования правил игры на рынке и контроля за их соблюдением все больше становятся предметом саморегулирования делового сообщества. Двухсторонний процесс, предусматривающий, с одной стороны, создание государством условий для реализации деловой активности, а с другой - усиление прозрачности бизнеса и его самоорганизации способствует не только эффективному экономическому развитию, но и повышению общественного признания предпринимательской деятельности, приданию необратимого характера процессу либерализации экономики.

Развитие самоорганизации и саморегулирования бизнеса в Беларуси может идти двумя путями.

Первый путь предполагает создание условий для развития добровольного саморегулирования  -  саморегулирования «снизу», когда бизнес без давления государства осознает необходимость объединения и выработки общих стандартов профессиональной или предпринимательской деятельности. Примером такой самоорганизации «снизу» может стать функционирование ряда отечественных общественных объединений и некоммерческих объединений юридических лиц в различных сферах экономической деятельности: Белорусская ассоциация «Недвижимость», Ассоциация развития финансового рынка, Белорусское общество оценщиков, Белорусский союз строителей, РОО «Белорусский союз транспортников», Республиканский Союз Туристических Организаций (РСТО), ОО «Белорусская ассоциация бухгалтеров»  и др.

Второй путь самоорганизации - это развитие делегированного саморегулирования, то есть принятие государством решения о необходимости саморегулирования в той или иной сфере и передача саморегулируемым организациям функций, исполняемых государственными органами. Примером может служить деятельность Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», которая в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.1998 г. № 1996 выполняет функции гарантийного объединения на территории Республики Беларусь с предоставлением права выдачи книжек МДП.

Для формирования институциональных условий развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности необходимо следующее:

- законодательное определение  процедур взаимодействия государственных органов и организаций саморегулирования;

- определение функций и полномочий организаций саморегулирования в отраслевом законодательств;

- постепенное снижение уровня административного давления на экономику путем поэтапного отказа государства от функций регулирования в отдельных сферах в пользу саморегулируемых организаций;

- продвижение идеи саморегулирования – активная государственная политика, направленная на просвещение профессионального сообщества и поддержку институтов саморегулирования.

Требуется также реализация крупномасштабной просветительской кампании, включающей информацию о целях, условиях и преимуществах саморегулирования, рассчитанной не только на бизнес и государственных служащих, но и на широкую общественность.

Как свидетельствует опыт Российской Федерации, организации саморегулирования могут существенно ограничивать конкуренцию, создавая барьеры входа на рынок и игнорируя интересы аутсайдеров. В рамках организаций саморегулирования возможны следующие риски ограничения конкуренции, в том числе: ограничение числа участников рынка; эксклюзивное право заниматься определенными видами деятельности; чрезмерные требования для входа на рынок; ограничения конкуренции между членами организации; давление на более эффективных конкурентов.

Поэтому в вопросе развития саморегулирования требуется определенная осторожность, чрезвычайно важным является учет зарубежного опыта в данной сфере.

Развитие саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в Республике Беларусь может стать  действенным инструментом, обеспечивающим внедрение механизмов ответственности участников рынка, создание сравнительно более гибкой системы контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных требований, повышение качества производимых товаров, работ и услуг.

Быкова Т.П.,
советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.

мероприятияархив