Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 10.07.2014

Почему малый и средний бизнес не может получить выгодные кредиты?

Результаты выездных совещаний-семинаров по вопросам развития малого и среднего предпринимательства показывают, что на современном этапе одной из наиболее существенных проблем, сдерживающих эффективность частной инициативной деятельности, является затрудненный доступ к источникам внешнего финансирования. Речь идет не только о высокой стоимости кредитных ресурсов, но и о сложности и длительности процедур кредитования.

Возможности малых и средних предприятий получить банковский кредит ограничены более жесткими требованиями по предоставлению гарантий возврата из-за отсутствия достаточно длительной кредитной истории, повышенных производственных рисков и мобильности капитала. К тому же специфическая структура активов малых предприятий, в которой минимален вклад недвижимости, увеличивает риски банков, а, следовательно, и стоимость выдаваемых кредитов.

В связи с указанными проблемами место банков в кредитовании данного сектора экономики довольно незначительно. Как показывают данные исследований, кредитами банков пользуются лишь 20-23% сектора МСП. Поэтому для активизации предпринимательской деятельности и существенного повышения вклада частного сектора в достижение важнейших показателей социально-экономического развития необходимы специальные механизмы государственной поддержки, облегчающие доступ субъектов малого и среднего бизнеса к коммерческим кредитам, а также снижающие риски самих банков.

Такие механизмы обсуждались 24 июня 2014 года на «круглом столе», организованном Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь совместно с Министерством экономики Республики Беларусь при экспертной поддержке Восточного комитета германской экономики.

Анализ действующей в нашей стране системы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства показал наличие следующих существенных недостатков:

·         незначительность объемов ресурсов, направляемых государством на развитие предпринимательской деятельности (0,07 – 0,17% от расходной части бюджета), что обуславливает низкий уровень ее влияния на динамику и перспективы развития данного сектора экономики;

·         низкий уровень охвата субъектов малого предпринимательства теми или иными формами государственной финансово-кредитной поддержки (доля малых предприятий и ИП, получающих ее, составляет менее 0,05% от их общего количества) обусловил ситуацию, когда более половины опрошенных представителей малого бизнеса вообще не знают о существовании такого направления стимулирования развития частного сектора экономики;

·         сложившаяся процедура получения поддержки является предельно сложной и трудоемкой, поэтому продолжительность периода от момента обращения за поддержкой до ее получения занимает в среднем от двух до четырех месяцев;

·         низкий размер максимально возможной суммы поддержки, не корреспондирующий с требованиями, предъявляемыми к финансируемым проектам (масштабность, наличие мультипликативного эффекта, внедрение новых технологий, импортозамещение и др.).

В результате значительная часть ресурсов, предусматриваемых бюджетами областей на развитие предпринимательства, зачастую оказывается невостребованной.Так, по данным Министерства экономики, по итогам 2010 - 2013 гг. освоение денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, составило в среднем по стране 71,7%, по итогам первого квартала 2014 г. – 10,8%.

Анализ практики кредитования сектора МСП в Германии показал, что существенную роль в расширении возможностей его субъектов в привлечении внешнего финансирования играют земельные банки развития. Так, Банк развития предпринимательства земли Тюрингия предлагает широкий спектр инструментов финансово-кредитной поддержки, в числе которых: дотации, кредиты (льготные либо без предоставления гарантии), поручительства, квази-паевой капитал и др. При этом Банк развития не создает альтернативу банковской системе, а призван лишь заполнять на рынке финансовых услуг те ниши, которые по тем или иным причинам не могут быть заполнены банками.

В зависимости от ситуации в экономике активность использования тех или иных инструментов поддержки различна. В настоящее время наиболее востребованным инструментом является поручительство, в основе которого лежит разделение рисков между кредитными организациями, субъектами бизнеса и государством. Это не только обеспечивает доступность кредитных ресурсов для субъектов МСП, но и активизирует их взаимодействие с кредитными организациями, получение ими практического опыта в области бизнес-планирования, финансового анализа и привлечения внешних финансовых ресурсов в целом.

Для начинающего бизнеса широко практикуется микрокредитование через земельные банки либо микрокредитные фонды (с участием банков-агентов).

В целом такая система обеспечивает охват значительно большего количества субъектов бизнеса теми или иными мерами финансовой поддержки в рамках одних и тех же объемов ресурсов, а также значительно меньшее по сравнению с предоставлением прямых бюджетных субсидий искажение конкурентной среды.

В Беларуси наиболее приближенным к зарубежной практике является механизм финансово-кредитной поддержки, разрабатываемый Банком развития Республики Беларусь, предполагающий финансирование инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства через банки-партнеры.  Это обеспечит не только удешевление заемных средств для субъектов МСП, но также и адресность поддержки путем распределения средств в пользу наиболее эффективных субъектов и перспективных проектов. При этом риски будут распределяться между государством, банком и бизнесом, что обусловит их обоюдную заинтересованность в эффективной реализации проекта.

По итогам «круглого стола» в целях совершенствования механизмов кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь было признано необходимым:

1. формирование системы гарантирования банковских кредитов для малого и среднего бизнеса, а именно: создание сети гарантийных фондов (залоговых фондов) на основе бюджетных средств (коммунального имущества), с участием средств коммерческих банков, страховых организаций, международных проектов и программ и других заинтересованных;

2. дальнейшее развитие системы государственной финансово-кредитной поддержки субъектов МСП, в том числе с использованием ресурсов Банка развития Республики Беларусь;

3. развитие системы микрокредитования через небанковские институты – фонды, кредитные кооперативы и др.;

4. создание общественно-консультативного органа (с участием Совета по развитию предпринимательства, Министерства экономики, Банка развития, облисполкомов (Минского горисполкома), коммерческих банков-агентов) для оценки эффективности применяемых механизмов финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства и оперативной выработки предложений по их совершенствованию.

Татьяна Быкова, советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства

мероприятияархив