Электронное обращение
Мненияархив

04 декабря 2018 г.

Почему ИП ожидают Указ "О государственном социальном страховании"

Ирина Саватеева, индивидуальный предприниматель

19 ноября 2018 г.

Польские кластеры: территория доверия и взаимодействия

Людмила Истомина, консультант Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 10.07.2014

Почему малый и средний бизнес не может получить выгодные кредиты?

Результаты выездных совещаний-семинаров по вопросам развития малого и среднего предпринимательства показывают, что на современном этапе одной из наиболее существенных проблем, сдерживающих эффективность частной инициативной деятельности, является затрудненный доступ к источникам внешнего финансирования. Речь идет не только о высокой стоимости кредитных ресурсов, но и о сложности и длительности процедур кредитования.

Возможности малых и средних предприятий получить банковский кредит ограничены более жесткими требованиями по предоставлению гарантий возврата из-за отсутствия достаточно длительной кредитной истории, повышенных производственных рисков и мобильности капитала. К тому же специфическая структура активов малых предприятий, в которой минимален вклад недвижимости, увеличивает риски банков, а, следовательно, и стоимость выдаваемых кредитов.

В связи с указанными проблемами место банков в кредитовании данного сектора экономики довольно незначительно. Как показывают данные исследований, кредитами банков пользуются лишь 20-23% сектора МСП. Поэтому для активизации предпринимательской деятельности и существенного повышения вклада частного сектора в достижение важнейших показателей социально-экономического развития необходимы специальные механизмы государственной поддержки, облегчающие доступ субъектов малого и среднего бизнеса к коммерческим кредитам, а также снижающие риски самих банков.

Такие механизмы обсуждались 24 июня 2014 года на «круглом столе», организованном Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь совместно с Министерством экономики Республики Беларусь при экспертной поддержке Восточного комитета германской экономики.

Анализ действующей в нашей стране системы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства показал наличие следующих существенных недостатков:

·         незначительность объемов ресурсов, направляемых государством на развитие предпринимательской деятельности (0,07 – 0,17% от расходной части бюджета), что обуславливает низкий уровень ее влияния на динамику и перспективы развития данного сектора экономики;

·         низкий уровень охвата субъектов малого предпринимательства теми или иными формами государственной финансово-кредитной поддержки (доля малых предприятий и ИП, получающих ее, составляет менее 0,05% от их общего количества) обусловил ситуацию, когда более половины опрошенных представителей малого бизнеса вообще не знают о существовании такого направления стимулирования развития частного сектора экономики;

·         сложившаяся процедура получения поддержки является предельно сложной и трудоемкой, поэтому продолжительность периода от момента обращения за поддержкой до ее получения занимает в среднем от двух до четырех месяцев;

·         низкий размер максимально возможной суммы поддержки, не корреспондирующий с требованиями, предъявляемыми к финансируемым проектам (масштабность, наличие мультипликативного эффекта, внедрение новых технологий, импортозамещение и др.).

В результате значительная часть ресурсов, предусматриваемых бюджетами областей на развитие предпринимательства, зачастую оказывается невостребованной.Так, по данным Министерства экономики, по итогам 2010 - 2013 гг. освоение денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, составило в среднем по стране 71,7%, по итогам первого квартала 2014 г. – 10,8%.

Анализ практики кредитования сектора МСП в Германии показал, что существенную роль в расширении возможностей его субъектов в привлечении внешнего финансирования играют земельные банки развития. Так, Банк развития предпринимательства земли Тюрингия предлагает широкий спектр инструментов финансово-кредитной поддержки, в числе которых: дотации, кредиты (льготные либо без предоставления гарантии), поручительства, квази-паевой капитал и др. При этом Банк развития не создает альтернативу банковской системе, а призван лишь заполнять на рынке финансовых услуг те ниши, которые по тем или иным причинам не могут быть заполнены банками.

В зависимости от ситуации в экономике активность использования тех или иных инструментов поддержки различна. В настоящее время наиболее востребованным инструментом является поручительство, в основе которого лежит разделение рисков между кредитными организациями, субъектами бизнеса и государством. Это не только обеспечивает доступность кредитных ресурсов для субъектов МСП, но и активизирует их взаимодействие с кредитными организациями, получение ими практического опыта в области бизнес-планирования, финансового анализа и привлечения внешних финансовых ресурсов в целом.

Для начинающего бизнеса широко практикуется микрокредитование через земельные банки либо микрокредитные фонды (с участием банков-агентов).

В целом такая система обеспечивает охват значительно большего количества субъектов бизнеса теми или иными мерами финансовой поддержки в рамках одних и тех же объемов ресурсов, а также значительно меньшее по сравнению с предоставлением прямых бюджетных субсидий искажение конкурентной среды.

В Беларуси наиболее приближенным к зарубежной практике является механизм финансово-кредитной поддержки, разрабатываемый Банком развития Республики Беларусь, предполагающий финансирование инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства через банки-партнеры.  Это обеспечит не только удешевление заемных средств для субъектов МСП, но также и адресность поддержки путем распределения средств в пользу наиболее эффективных субъектов и перспективных проектов. При этом риски будут распределяться между государством, банком и бизнесом, что обусловит их обоюдную заинтересованность в эффективной реализации проекта.

По итогам «круглого стола» в целях совершенствования механизмов кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь было признано необходимым:

1. формирование системы гарантирования банковских кредитов для малого и среднего бизнеса, а именно: создание сети гарантийных фондов (залоговых фондов) на основе бюджетных средств (коммунального имущества), с участием средств коммерческих банков, страховых организаций, международных проектов и программ и других заинтересованных;

2. дальнейшее развитие системы государственной финансово-кредитной поддержки субъектов МСП, в том числе с использованием ресурсов Банка развития Республики Беларусь;

3. развитие системы микрокредитования через небанковские институты – фонды, кредитные кооперативы и др.;

4. создание общественно-консультативного органа (с участием Совета по развитию предпринимательства, Министерства экономики, Банка развития, облисполкомов (Минского горисполкома), коммерческих банков-агентов) для оценки эффективности применяемых механизмов финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства и оперативной выработки предложений по их совершенствованию.

Татьяна Быкова, советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства

мероприятияархив