26 августа 2023 г.
Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решенияПредставители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения
21 февраля 2023 г.
Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развитияТатьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.
08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Новости по тегам
О возможностях и проблемах развития кластеров в Беларуси
Теоретическое изучение и знакомство с практикой создания и функционирования кластеров в Германии, Испании, Польше и других странах позволяет сформулироватьследующие ключевые характеристики европейской кластерной политики:
- кластеры рассматриваются здесь не как самоцель, а как инструмент инновационной и промышленной политики;
- это – агломерации субъектов различных отраслей, функционирующих в рамках определенных территорий;
- кластеры – это не только результат действия рыночных сил, возрастающую роль в процессах кластеризации экономики играет государство;
- необходимое условие кластеризации экономики – сформировавшийся сектор инновационно-активных МСП,
- катализатор кластерных процессов – инициативная деятельность организаций кластерного развития, поддерживаемая из средств национальных бюджетов и европейских фондов.
Поэтому, рассматривая возможность адаптации европейского опыта кластерного развития экономики к условиям Беларуси, следует реально оценить наши возможности и достижения в этой сфере. Итак, чем же мы располагаем.
Прежде всего, это вертикально-отраслевая система директивного управления экономикой, практика распределения дефицитных ресурсов, политика протекционизма в отношении государственных предприятий. Очевидно, что все это не способствует формированию горизонтальных экономических связей, основанных на мотивах и стимулах.
Специфической особенностью большинства белорусских промышленных предприятий является концентрация всего спектра функций, включая непрофильные, низкий уровень кооперирования со специализированными, как правило, частными субъектами по поставке комплектации, выполнению отдельных работ и услуг. Малые предприятия, как правило, не имеющие ведомственной подчиненности, зачастую воспринимаются не как партнеры, а скорее, как конкуренты.
Более того, нередко имеют место различного рода формальные и неформальные ограничения для государственных предприятий на закупки сырья, материалов, комплектующих у субъектов малого частного предпринимательства. Это является серьезным сдерживающим фактором развития производственного бизнеса, инвестирования средств частных компаний в долгосрочные инновационные проекты. Как следствие, сектор МСП обеспечивает сегодня менее 30% валового внутреннего продукта, а его субъекты сосредоточены преимущественно в сфере торговли и услуг населению.
Все это дополняется крайне скромной государственной финансовой поддержкой частных инициатив и проектов.
Поэтому для обеспечения условий по формированию кластеров в нашей стране необходима выработка и реализация системы мер по ускоренному развитию предпринимательства в обрабатывающих отраслях промышленности и научно-техническом комплексе, расширение сферы аутсортинга, налаживание производственной кооперации и субконтрактных отношений между малыми и крупными предприятиями.
Реструктуризация крупных предприятий, передача непрофильных видов деятельности мелким специализированным фирмам, развитие кооперации и конкуренции между субъектами различных форм собственности должны стать ключевыми направлениями снижения издержек производства и повышения его эффективности; кластерный подход должен быть интегрирован в стратегические документы, определяющие инновационно-промышленную политику страны.
Для стимулирования разработки и реализации перспективных проектов по формированию сетевых структур с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, научных и исследовательских учреждений, предпринимательских союзов и ассоциаций необходимо внедрение специальных механизмов государственной финансовой поддержки. В качестве такого механизма может использоваться выделение на конкурсной основе специальных грантов региональным органам власти и отраслевым ассоциациям для поддержки комплексных инициатив по развитию кластеров.
Для оказания информационно-методической поддержки процессов кластеризации необходимо формирование специализированной инфраструктуры; возможно создание сети центров кластерного развития на базе действующей инфраструктуры поддержки предпринимательства).
Необходима организация серии обучающих мероприятий для представителей бизнеса и органов государственного управления в целях популяризации идеи кластерного развития экономики, а также повышения уровня подготовки специалистов в области кластерного развития экономики.
Необходимо также налаживание международного сотрудничества в сфере кластерной политики для получения актуальной информации и тенденциях мирового кластерного развития, обмена опытом и формирования предпосылок интеграции в международные кластеры национальных субъектов хозяйствования.
Татьяна Быкова, советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.