Электронное обращение
Мненияархив

05 октября 2018 г.

Как обеспечить решение проблемы неплатежей

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

20 июля 2018 г.

Почему инвесторам нужна защита от манипулирования общественным мнением

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 29.07.2015

О состоянии предпринимательства во II квартале 2015 года

Во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2007 г. №11/102-55 Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь (далее – Совет) сообщает следующее.

Результаты опроса, проведенного Исследовательским центром Института приватизации и менеджмента, свидетельствуют о существенном ухудшении экономического положения субъектов малого и среднего предпринимательства за последний год. Согласно обнародованным результатам опроса, 43,3% предприятий указали на некоторое ухудшение своего экономического положения, 17,3% – на значительное ухудшение. Примерно две трети опрошенных отметили, что за последний год у них снизились объемы продаж и выручки.

В данной ситуации любые ухудшения правовых условий ведения бизнеса могут усугубить и без того сложное экономическое положение предпринимательского сектора, не обладающего достаточным «запасом прочности» для выживания в условиях кризиса.

В этой связи в отчетном периоде усилия Совета и всего делового сообщества были направлены на анализ последствий реализации предлагаемых органами государственного управления инициатив, подготовку и продвижение обоснованных возражений на проекты нормативных правовых актов, принятие которых чревато новыми проблемами для бизнеса.

Так, Советом не был поддержан представленный Министерством по налогам и сборам проект изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающий:

- введение уголовной ответственности за нарушение порядка ведения бухгалтерского, налогового учета;

- усиление ответственности за необеспечение сохранности бухгалтерских документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату;

- приравнивание к незаконной предпринимательской деятельности «покушения на предпринимательскую деятельность» и введение за нее ответственности;

- введение ответственности за нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) в отношении индивидуального предпринимателя и юридического лица;

- более чем двукратное увеличение штрафов за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа.

В заключении Совета, а также во время обсуждения проекта документа в МНС было высказано категорическое несогласие с указанными новациями, как противоречащими Директиве №4. Кроме того, по мнению Совета, установление и применение мер ответственности, значительно превышающих предел, необходимый для предупреждения правонарушений, преследует преимущественно фискальные цели, что противоречит принципам правового государства.

Также не получил поддержку со стороны делового сообщества и подготовленный Министерством финансов проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах налогообложения, взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, и внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь», предусматривающий введение новых объектов налогообложения, а также увеличение ставок по ряду налогов (сборов, пошлин).

По мнению Совета, увеличение ставок государственной пошлины (от 1,5 до 20 раз) противоречит требованию п.9 Директивы №4 «обеспечить … стабильность законодательства». Кроме того, ставки госпошлины установлены в базовых величинах, а следовательно, и без того подвержены постоянному росту с учетом уровня инфляции.

Рост же ставок земельного налога на земельные участки для общественно-деловой зоны для размещения рынков, торговых центров, в том числе автомобильных парковок и стоянок (с 0,55% до 3%) создаст неравные условия их деятельности по сравнению с другими объектами торговли, что также противоречит положениям Директивы №4.

В соответствии с обращением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь был выполнен анализ ключевых проблем, сдерживающих экспорт белорусской продукции (работ, услуг) в Российскую Федерацию, и предложены конкретные меры по их решению. В их числе:

1) действующий порядок подтверждения уплаты НДС в стране ввоза при экспортных поставках продукции;

Особенно актуальна эта проблема для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые не имеет возможности создания своих представительств и филиалов за рубежом. Поскольку их основными торговыми партнерами в России являются также субъекты МСП, которые крайне не заинтересованы обращаться в свои налоговые органы для подтверждения факта поставки товара и уплаты налогов, они зачастую отказываются от белорусской продукции и предпочитают аналоги российских резидентов.

Одним из вариантов подтверждения поставок в Российскую Федерацию могли бы быть сопроводительные товаро-транспортные документы, банковские подтверждения поступления выручки или снижение на экспортную продукцию ставки НДС при уплате налога по месту производства. Кроме того, было бы целесообразным предусмотреть сокращение сроков возврата сумм НДС в течение 10-15 дней со дня обращения в налоговые органы с последующей проверкой обоснованности возврата.

2) более короткие сроки завершения внешнеторговых операций и жесткие штрафные санкции за их нарушение, нежели применяемые в России;

Особенно актуальна эта проблема для организаций, выполняющих строительные работы в Российской Федерации. При заключении подрядных договоров на оказание строительных услуг российские заказчики резервируют 5-10% контрактной стоимости работ до окончания гарантийного периода (24 месяца). Сроки же поступления валютных средств на счет экспортера, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 27.02.2008 года №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций», не может превышать 90 дней со дня отгрузки товара, выполнения работ (услуг) по каждой отгрузке или факту выполнения работ. В связи с этим было бы целесообразным предусмотреть для строительных организаций увеличение сроков возврата выручки до 720 дней или ввести норму, которая позволит считать дату окончания гарантийного срока (24 месяца) датой выполнения строительных работ в Российской Федерации.

Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь №178 установлена норма, согласно которой предприятия-экспортеры обязаны получать разрешение на осуществление расчетов по каждой операции по внешнеторговому обороту, предусматривающему импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь. Практика работы показывает, что при выполнении строительных работ в России, зачастую, приходится закупать материалы на месте, тем более, если в Республике Беларусь они не производятся. Сроки получения разрешения на такие операции составляют от 2 до 4 месяцев, что не всегда устраивает заказчиков.

В связи с этим было бы целесообразным внести в Указ №178 норму, которая позволит экспортерам строительных услуг закупать в Российской Федерации необходимые материалы (товары) без поступления на таможенную территорию Республики Беларусь без получения на это специального разрешения.

3) налогообложение разниц, возникающих при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте;

В рамках действующей системы налогообложения и условиях значительных колебаний валютных курсов осуществление экспортной деятельности несет в себе риски резкого увеличения налоговой нагрузки и «вымывания» оборотных средств.

4) действующая система разрешений на выполнение международных автомобильных перевозок, осуществляемых перевозчиками Беларуси на территорию Российской Федерации из третьих стран.

Белорусские транспортные компании многократно предлагали отменить данную систему в рамках либерализации транспортных услуг между государствами-членами. Действующая в настоящее время в России система разрешений является для белорусских автоперевозчиков практически запретительной. Она очень существенно сокращает количество перевозок из третьих стран в Россию и из России в третьи страны, осуществляемых белорусскими транспортными компаниями. Это оказывает негативное влияние на объем перевезенных грузов, валютную выручку и экспорт транспортных услуг.

Указанные предложения направлены в профильную комиссию Совета Республики.

мероприятияархив