Электронное обращение
Мненияархив

02 ноября 2018 г.

Указ № 488: капкан для инвестора

Александр Калинин, председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»

01 ноября 2018 г.

О налоговом консультировании

Жанна Рогова, директор ООО "Светлогорский деловой партнер"

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 15.03.2018

О системе мер по повышению уровня подготовки кадров

Совет по развитию предпринимательства направил в Министерство образования Республики Беларусь письмо по вопросу разработки системы мер, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки работников по техническим специальностям, в том числе путем обеспечения сотрудничества и кооперации производственных предприятий и учреждений среднего специального и высшего образования.

По мнению членов Совета, качество подготовки специалистов в учреждениях образования далеко не всегда соответствует требованиям работодателей. Налицо ситуация, когда количество выпускников вузов и колледжей ежегодно растет, а бизнес, особенно производственный, продолжает испытывать дефицит необходимых квалифицированных кадров. В связи с этим крайне важным является повышение качества и совершенствование структуры подготовки специалистов в вузах и колледжах, максимальное ее приближение к требованиям рынка труда.

Имеющий место разрыв между рынком труда и рынком образовательных услуг объясняется рядом причин.

Так, с одной стороны, сложившаяся система образования, основанная на производстве и передаче знаний, зачастую дает отказы в силу того, что либо знания устаревают раньше, чем выпускник покидает стены образовательного учреждения, либо знания имеют исключительно теоретический характер, оторваны от реальной экономической ситуации и действующих условий функционирования бизнеса. Поэтому нередко работодатели не удовлетворены качеством подготовки молодых специалистов.

С другой стороны, предъявляемые к выпускникам колледжей и вузов требования работодателей не всегда носят конструктивный характер. Например, практически все объявления о конкурсе на то или иное место работы начинается с условия наличия у претендентов опыта работы и навыков по специальности, а затем уже – знание персонального компьютера, иностранных языков, макроэкономики и других атрибутов, характерных для современного образования.

Неактуальность традиционного образования и несоответствие систем обучения изменяющимся требованиям рынка труда весьма затрудняют переход от учебы к работе. Это повышает уровень безработицы среди молодежи и подчеркивает необходимость диверсификации видов и форм обучения, усиления гибкости и адаптируемости поставщиков образовательных услуг, развития средств согласования спроса и предложения и т.д.

Для изменения ситуации необходима трансформация механизмов отношений между работодателями и учреждениями образования.

В части профессионально-технической подготовки кадров целесообразно внедрение дуальной системы образования, опыт применения которой в ряде европейских стран, например, в Германии, составляет уже более 100 лет. При этом подготовка специалистов осуществляется на основе договоров между учащимися и работодателями, которые регулярно контролируют процесс их теоретического и практического обучения. Учащийся проходит практику у своего будущего работодателя, получая тем самым возможность постепенной адаптации полученных знаний и навыков к специфике деятельности конкретной компании. Подготовка специалистов только «под потребности» субъектов бизнеса обеспечит максимально эффективное использование средств и практически исключит ситуацию «обучения ради диплома», зачастую за счет государственного бюджета.

Что касается подготовки специалистов с высшим образованием, то здесь также необходима выработка и реализация совместных согласованных действий учебных заведений и бизнеса. Для обеспечения этого, с одной стороны, требуется более активное участие работодателей в образовательном процессе, а с другой – наличие регулярной обратной связи образования с предприятиями. Более интенсивные коммуникации и сотрудничество между работодателями и вузами по проблемам высшего образования могли бы:

- стимулировать более четкое осознание потребностей работодателей в отношении подготовки выпускника;

- дать вузам ориентиры для оценки качества своей работы и понимания перспектив развития.

Основными формами такого сотрудничества являются:

1. расширение сферы целевой подготовки специалистов и корпоративного образования;

Известно, что сегодня многие крупные мировые холдинги используют такую форму обучения как корпоративный университет, обеспечивающий подготовку персонала всех категорий в соответствии с реальными потребностями бизнеса. Указанная форма образования строится на основе четко сформулированных требований к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для эффективного решения задач компании.

Среди крупнейших корпоративных университетов - IBM Global Learning (более 3400 преподавателей в 55 странах мира, 10000 специализированных курсов), Motorola-U (99 подразделений в 21 стране мира, 80 штат постоянных преподавателей - 400 человек, годовой бюджет около 100 млн. долл. США).

Во многих странах вопросы подготовки кадров для определенных сфер экономики находятся в сфере деятельности отраслевых профессиональных ассоциаций.

2. усиление ориентированности учебных программ на практические аспекты функционирования предприятий, перспективные направления их развития;

Необходимо расширение опыта проведения практических занятий на предприятиях, а также привлечение специалистов-практиков к учебному процессу (лекции и практические занятия, руководство практикой, курсовым и дипломным проектированием). Целесообразно более активное привлечение студентов, особенно высших курсов, к участию в практических семинарах, конференциях и других мероприятиях, организуемых бизнес-сообществом. Это упростит процесс вхождения выпускников в условия реальных экономических процессов и условий функционирования конкретных субъектов хозяйствования.

3. изменение подходов к организации производственной практики студентов;

Заключение долгосрочных договоров с ведущими и перспективными партнёрами на проведение производственной практики является одним из важнейших направлений подготовки кадров. При этом содержание практики должно отвечать требованиям не только учебных заведений, но и предприятий.

С одной стороны, это обеспечит закрепление и углубление знаний студентов, полученных в процессе теоретического обучения, а также приобретение необходимых навыков и опыта практической работы по избранной специальности.

С другой стороны, для предприятия – это возможность постепенного «выращивания» специалиста, имеющего не только теоретические, но уже и практические навыки решения производственных задач, обладающего определенным опытом работы в трудовом коллективе и способного без периода адаптации включиться в текущую деятельность.

4. совместная научно-исследовательская деятельность, привлечение студентов и преподавателей вуза к модернизации и созданию новой продукции и технологий, а также их внедрению.

Это возможно лишь в условиях значительного повышения инновационной активности самих субъектов хозяйствования. Для реализации указанных направлений сотрудничества между работодателями и учебными заведениями необходимо формирование коллегиальных экспертно-аналитических и совещательных органов, которые бы координировали взаимодействие вузов и предприятий, а также генерировали новые сферы и направления развития, отвечающие требованиям времени и динамично изменяющейся ситуации.

мероприятияархив