Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 15.03.2018

О системе мер по повышению уровня подготовки кадров

Совет по развитию предпринимательства направил в Министерство образования Республики Беларусь письмо по вопросу разработки системы мер, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки работников по техническим специальностям, в том числе путем обеспечения сотрудничества и кооперации производственных предприятий и учреждений среднего специального и высшего образования.

По мнению членов Совета, качество подготовки специалистов в учреждениях образования далеко не всегда соответствует требованиям работодателей. Налицо ситуация, когда количество выпускников вузов и колледжей ежегодно растет, а бизнес, особенно производственный, продолжает испытывать дефицит необходимых квалифицированных кадров. В связи с этим крайне важным является повышение качества и совершенствование структуры подготовки специалистов в вузах и колледжах, максимальное ее приближение к требованиям рынка труда.

Имеющий место разрыв между рынком труда и рынком образовательных услуг объясняется рядом причин.

Так, с одной стороны, сложившаяся система образования, основанная на производстве и передаче знаний, зачастую дает отказы в силу того, что либо знания устаревают раньше, чем выпускник покидает стены образовательного учреждения, либо знания имеют исключительно теоретический характер, оторваны от реальной экономической ситуации и действующих условий функционирования бизнеса. Поэтому нередко работодатели не удовлетворены качеством подготовки молодых специалистов.

С другой стороны, предъявляемые к выпускникам колледжей и вузов требования работодателей не всегда носят конструктивный характер. Например, практически все объявления о конкурсе на то или иное место работы начинается с условия наличия у претендентов опыта работы и навыков по специальности, а затем уже – знание персонального компьютера, иностранных языков, макроэкономики и других атрибутов, характерных для современного образования.

Неактуальность традиционного образования и несоответствие систем обучения изменяющимся требованиям рынка труда весьма затрудняют переход от учебы к работе. Это повышает уровень безработицы среди молодежи и подчеркивает необходимость диверсификации видов и форм обучения, усиления гибкости и адаптируемости поставщиков образовательных услуг, развития средств согласования спроса и предложения и т.д.

Для изменения ситуации необходима трансформация механизмов отношений между работодателями и учреждениями образования.

В части профессионально-технической подготовки кадров целесообразно внедрение дуальной системы образования, опыт применения которой в ряде европейских стран, например, в Германии, составляет уже более 100 лет. При этом подготовка специалистов осуществляется на основе договоров между учащимися и работодателями, которые регулярно контролируют процесс их теоретического и практического обучения. Учащийся проходит практику у своего будущего работодателя, получая тем самым возможность постепенной адаптации полученных знаний и навыков к специфике деятельности конкретной компании. Подготовка специалистов только «под потребности» субъектов бизнеса обеспечит максимально эффективное использование средств и практически исключит ситуацию «обучения ради диплома», зачастую за счет государственного бюджета.

Что касается подготовки специалистов с высшим образованием, то здесь также необходима выработка и реализация совместных согласованных действий учебных заведений и бизнеса. Для обеспечения этого, с одной стороны, требуется более активное участие работодателей в образовательном процессе, а с другой – наличие регулярной обратной связи образования с предприятиями. Более интенсивные коммуникации и сотрудничество между работодателями и вузами по проблемам высшего образования могли бы:

- стимулировать более четкое осознание потребностей работодателей в отношении подготовки выпускника;

- дать вузам ориентиры для оценки качества своей работы и понимания перспектив развития.

Основными формами такого сотрудничества являются:

1. расширение сферы целевой подготовки специалистов и корпоративного образования;

Известно, что сегодня многие крупные мировые холдинги используют такую форму обучения как корпоративный университет, обеспечивающий подготовку персонала всех категорий в соответствии с реальными потребностями бизнеса. Указанная форма образования строится на основе четко сформулированных требований к знаниям, умениям и навыкам, необходимым для эффективного решения задач компании.

Среди крупнейших корпоративных университетов - IBM Global Learning (более 3400 преподавателей в 55 странах мира, 10000 специализированных курсов), Motorola-U (99 подразделений в 21 стране мира, 80 штат постоянных преподавателей - 400 человек, годовой бюджет около 100 млн. долл. США).

Во многих странах вопросы подготовки кадров для определенных сфер экономики находятся в сфере деятельности отраслевых профессиональных ассоциаций.

2. усиление ориентированности учебных программ на практические аспекты функционирования предприятий, перспективные направления их развития;

Необходимо расширение опыта проведения практических занятий на предприятиях, а также привлечение специалистов-практиков к учебному процессу (лекции и практические занятия, руководство практикой, курсовым и дипломным проектированием). Целесообразно более активное привлечение студентов, особенно высших курсов, к участию в практических семинарах, конференциях и других мероприятиях, организуемых бизнес-сообществом. Это упростит процесс вхождения выпускников в условия реальных экономических процессов и условий функционирования конкретных субъектов хозяйствования.

3. изменение подходов к организации производственной практики студентов;

Заключение долгосрочных договоров с ведущими и перспективными партнёрами на проведение производственной практики является одним из важнейших направлений подготовки кадров. При этом содержание практики должно отвечать требованиям не только учебных заведений, но и предприятий.

С одной стороны, это обеспечит закрепление и углубление знаний студентов, полученных в процессе теоретического обучения, а также приобретение необходимых навыков и опыта практической работы по избранной специальности.

С другой стороны, для предприятия – это возможность постепенного «выращивания» специалиста, имеющего не только теоретические, но уже и практические навыки решения производственных задач, обладающего определенным опытом работы в трудовом коллективе и способного без периода адаптации включиться в текущую деятельность.

4. совместная научно-исследовательская деятельность, привлечение студентов и преподавателей вуза к модернизации и созданию новой продукции и технологий, а также их внедрению.

Это возможно лишь в условиях значительного повышения инновационной активности самих субъектов хозяйствования. Для реализации указанных направлений сотрудничества между работодателями и учебными заведениями необходимо формирование коллегиальных экспертно-аналитических и совещательных органов, которые бы координировали взаимодействие вузов и предприятий, а также генерировали новые сферы и направления развития, отвечающие требованиям времени и динамично изменяющейся ситуации.

мероприятияархив