Мненияархив

26 августа 2023 г.

Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решения

Представители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения

21 февраля 2023 г.

Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развития

Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.

Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости по тегам

Распечатать 12.01.2018

О состоянии и проблемах развития сектора МСП в 2017 году

Анализ данных налоговых органов о субъектах малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь, динамике их количества и объемов платежей в бюджет по итогам 11-ти месяцев 2017 года позволяет сделать следующие выводы:

- количество организаций-субъектов МСП по республике в целом увеличилось по сравнению с началом года на 0,07% и составило на 1 декабря 2017 г. 112 371 ед.; количество индивидуальных предпринимателей выросло за тот же период на 0,3% и достигло 236 660 чел.;

- в разрезе регионов динамика сектора МСП существенно различается: при положительных темпах роста числа его субъектов в г. Минске (102,0%) и Минской области (100,4%), во всех других областях страны наблюдается сокращение как числа малых и средних организаций, так и индивидуальных предпринимателей; наибольшее сокращение количества малых и средних организаций произошло в Могилевской области – на 3,1%, индивидуальных предпринимателей – в Гродненской области – на 2,6%

- в структуре сектора МСП увеличилась доля микропредприятий, которая составила на 1 декабря 2017 г. более 88%, и сократилась доля средних предприятий - менее 2%;

- удельный вес субъектов МСП в общих бюджетных поступлениях увеличился по всем регионам, за исключением Гомельской и Минской областей и составил по стране в целом 24,9%, что на 1,5 п.п. выше по сравнению с 2016 г.

Обращения в Совет по развитию предпринимательства субъектов хозяйствования, а также встречи с представителями делового сообщества свидетельствуют, что основными факторами, негативно влияющими на процесс развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране, являются следующие:

1)  Проблемы налогообложения, в том числе высокие ставки налогов и проблемы их администрирования;

Сложившийся уровень фискальных изъятий (с учетом налогов и отчислений в ФСЗН 35-37% от общего объема ВВП) является одним из ведущих факторов неудовлетворительного финансового состояния  субъектов МСП. На начало 2017 г. 24,4% от общего числа малых и средних организаций имели убытки. В наиболее тяжелой финансовой ситуации оказались средние организации, удельный вес убыточных субъектов среди которых увеличился за последние 5 лет почти в 4 раза (6,2% на 01.01.2012г.).

Авансовый характер основных платежей существенно снижает не только инвестиционные, но даже воспроизводственные возможности малых предприятий, особенно на стадии их становления или освоения новых видов продуктов. 

Множество ограничений в порядке формирования налогооблагаемой базы, предусматриваемых, как правило, не актами налогового законодательства, а документами, непосредственно регулирующими иные вопросы деятельности организаций (уровень оплаты труда работников, расходы на командировки, представительские расходы и т.д.), не только усложняет учет и требует значительных расходов на содержание бухгалтерского персонала, но и является причиной неумышленных ошибок при расчете налогов.

По результатам исследования голландской аутсорсинговой компании TMF Group, касающегося нормативно-правового регулирования, отчетности, бухгалтерии и налогов,  Беларусь заняла 16-е место по сложности налоговых и бухгалтерских правил. Это стало худшим результатом среди стран-соседей. Ближайшую к Беларуси позицию заняла Латвия (36-я строка в рейтинге), дальше всех – Украина (72-я строка).

Применение упрощенной системы налогообложения также не лишено целого ряда проблем, а именно:

1) ведение книги учета доходов и расходов, не освобождает плательщиков налога при упрощенной системе от составления и хранения первичных учетных документов;

2) субъекты, применяющие упрощенную систему, при реализации товаров (работ, услуг) обязаны обеспечить ведение кассовых операций в порядке, установленном законодательством;

3) в случае привлечения наемных работников требуется ведение персонифицированного учета и представление соответствующих отчетов в Фонд социальной защиты населения;

4) субъекты, работающие с применением УСН, не освобождаются от целого ряда других налогов, как-то: налога на недвижимость, налога на землю, НДС при ввозе товаров на таможенную территорию страны, налога на доходы иностранных организаций;

5) в валовую выручку субъектов, применяющих УСН и сдающих в аренду помещения, включаются суммы платежей арендаторов, поступающих на счет арендодателя в качестве оплаты за коммунальные услуги и электроэнергию, которые затем транзитом следуют на счета соответствующих обслуживающих организаций. Включение указанных платежей в состав выручки приводит к необходимости арендодателя обложения их налогом, который не может быть компенсирован ему арендатором.

Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения не обеспечивает для ее пользователей существенного снижения налоговой нагрузки, а также упрощения учета и отчетности, в результате чего сохраняется необходимость наличия в штате бухгалтера, имеющего надлежащее образование и опыт работы, либо привлечения услуг специализированных организаций.

2) Проблемы привлечения заемных средств, в том числе:

- высокая стоимость кредитов,

- жесткие условия их выдачи,

- короткий срок предоставления средств, отсутствие отсрочки по выплате процентов,

- невозможность получения кредитов на создание бизнеса «с нуля».

Несмотря постоянно снижающийся уровень инфляции, процентные ставки по кредитам остаются достаточно высокими: в III квартале 2017 года их средний уровень для юридических лиц составил:

- по краткосрочным кредитам в национальной валюте (на срок до 1 года) – 12,1% годовых;

- по долгосрочным кредитам (на срок свыше 1 года) –11,4% годовых.[1]

Анализ структуры новых кредитов в национальной валюте, выданных юридическим лицам в этом же периоде, показал, что только 30,9% из них имеют срок кредитования более одного года. Основная масса кредитов (42,6%) выдается на срок от 3 до 12 месяцев.[2]

Согласно результатам мониторинга, проведенного Национальным банком, в I квартале 2017 г. условия кредитования бизнеса были смягчены, в частности, существенно снизился размер процентной ставки по кредитам в национальной валюте. Но одновременно наблюдается ужесточение требований к финансовому положению кредитополучателя, обеспечению исполнения обязательств по кредиту при кредитовании субъектов МСП.

Кроме того, существенной проблемой, связанной с оформлением кредитов, особенно для субъектов малого предпринимательства является сложность выполнения всех необходимых процедур. Так, для подачи кредитной заявки необходимо сформировать пакет документов, включающий: анкеты поручителей, финансовую отчетность за два последних квартала текущего года, список основных средств, копии договоров с крупными покупателями и поставщиками, информацию о поступлении выручки, копии учредительных документов, список дебиторов и кредиторов компании, бизнес-план проекта, решение учредителей о совершении сделки с банком, акты о внутренней оценке предлагаемого в залог имущества или заключение с отчетом об оценке имущества (составленное в соответствии с действующим законодательством), а также иные документы по усмотрению банка. Это требует определенных знаний и навыков в области бизнес-планирования, администрирования бизнес-процессов, организации делопроизводства в принятых стандартах. В силу указанных причин кредитами банков пользуются лишь 20-25% сектора МСП.

Действующая система государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства также не лишена ряда недостатков. Незначительность объемов ресурсов, направляемых государством на развитие предпринимательской деятельности (0,07 – 0,17% от расходной части бюджета), обуславливает низкий уровень ее влияния на динамику и перспективы развития данного сектора экономики.

Низкий уровень охвата субъектов малого предпринимательства теми или иными формами государственной финансово-кредитной поддержки (доля малых предприятий и ИП, получающих ее, составляет менее 0,05% от их общего количества) обусловил ситуацию, когда более половины опрошенных представителей малого бизнеса вообще не знают о существовании такого направления стимулирования развития частного сектора экономики.

Сложившаяся процедура получения поддержки является предельно сложной и трудоемкой, поэтому продолжительность периода от момента обращения за поддержкой до ее получения занимает в среднем от двух до четырех месяцев, а низкий размер максимально возможной суммы поддержки не корреспондирует с требованиями, предъявляемыми к финансируемым проектам.

Все это существенно снижает интерес субъектов малого бизнеса, даже остро нуждающихся в финансовых ресурсах, к получению государственной поддержки, и даже скромные объемы средств, предусмотренные областными бюджетами на данные цели, осваиваются не в полной мере.

3) Проблема аренды помещений;

Ключевыми «болевыми точками» действующего механизма реализации арендных отношений являются:

- высокой уровень арендной платы, особенно для производственных предприятий;

- отсутствие стабильности во взаимоотношениях с арендодателем, возможность установления им коэффициента от 0,5 до 3 включительно, в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества;

- перманентное увеличение размера платежей, в том числе в связи с ежегодным увеличением базовой арендной величины с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему; возможности включения в состава эксплуатационных расходов арендодателя, подлежащих возмещению арендатором, расходов на содержание АУП и иных расходов арендодателя, непосредственно не связанных с оказанием услуг по эксплуатации объекта аренды;

В результате издержки на аренду помещения стали одной из наиболееощутимых статей затрат даже в таких трудоемких производствах, как швейные ателье, ремонт бытовой техники и радиоаппаратуры, медицинские услуги, парикмахерские и др. Доля арендной платы в издержках малых предприятий, даже с учетом предоставляемых льгот, колеблется от 8 до 20 процентов.

В связи с этим в последнее время наблюдается снижение заинтересованности субъектов бизнеса в аренде государственных площадей.

Так, с 1 января 2015 г. по 1 июля 2017 г. количество сдаваемых в аренду площадей государственной собственности сократилось на 680 тыс. кв.м. (с 4,67 млн. кв.м. до 3,99 млн. кв.м.), в том числе произошло сокращение по республиканской собственности на 220 тыс. кв.м. (с 1,60 млн. кв.м. до 1,38 млн. кв.м.) и по коммунальной собственности на 460 тыс. кв.м. (с 3,07 млн. кв.м. до 2,61 млн. кв.м.).

Это свидетельствует о недостаточной эффективности предусмотренных действующим законодательством мер имущественной поддержки  в виде применения понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы для определенных видов деятельности или места осуществления бизнеса.

Более того, сложившаяся практика «волевого» повышения ставок арендной платы, особенно по мере улучшения потребительских качеств сдаваемого в аренду имущества, не стимулирует арендаторов к инвестированию средств в арендуемые объекты, создания на их базе перспективных предприятий. Очевидно, что подобные условия приемлемы лишь для бизнеса, не требующего фундаментальных вложений, способного без больших потерь изменять свое месторасположение.

4) Действующая система формирования и применения мер ответственности за экономические правонарушения.

При этом речь идет как об уровне санкций, так и методологии формирования и применения мер государственного принуждения. Как показывает анализ, многие нормы КоАП и практика его применения не в полной мере соответствуют общей стратегической направленности административной ответственности, поскольку ориентированы скорее не на профилактику правонарушений, а лишь на наказание виновных, причем зачастую меры ответственности применяются за нарушение формальных процедур при отсутствии вредных последствий.

Так, несмотря на то, что в КоАП предусмотрены девять видов административной ответственности, превалирующим  видом являются штрафы. Из 44 действующих статей главы 12 Кодекса ответственность в виде штрафа предусмотрена в каждой, причем, зачастую, безальтернативно.

Более того, несмотря на то, что по ряду статей имеется альтернатива (предупреждение либо штраф), на практике, как правило, применяется штраф.

При наличии в КоАП ст.8.8., согласно которой юридическое лицо в ряде случаев освобождается от административной ответственности, если правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера, на практике, как правило, имеет место привлечения этих лиц к ответственности.

Также крайне редко применяется ст.8.2. КоАП, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Имеет место и тенденция увеличения среднего размера применяемых санкций.

Изложенное свидетельствует о необходимости ревизии и пересмотра норм КоАП в части административной ответственности за экономические правонарушения, исходя из предпосылок, что меры ответственности должны способствовать созданию условий для развития предпринимательства, а не являться сдерживающим фактором реализации деловой инициативы. 

Требуется совершенствование практики административного процесса, повышение гласности при рассмотрении дел об административных правонарушениях, размещение в открытом доступе текстов судебных актов, сведений об их обжаловании и о результатах такого обжалования.

 Исходя из изложенного следует, что достижение программных параметров развития малого и среднего предпринимательства, требует реализации комплекса мер по преодолению проблем и существенному улучшению условий для активизации частной инициативной деятельности и самозанятости граждан.

[1] www.nbrb.by/publications/bulletin/Stat_Bulletin_2017_09.pdf

[2] Там же 

мероприятияархив