26 августа 2023 г.
Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решенияПредставители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения
21 февраля 2023 г.
Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развитияТатьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.
08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Новости по тегам
О Декрете №7: что настораживает бизнес?
Пакет принятых руководством страны законодательных актов по развитию предпринимательской деятельности бизнес-сообщество приняло хорошо. Особенно стоит отметить работу Минэкономики, МАРТА и НЦЗПИ по организации диалога бизнеса и власти.
Недавнее заседание Правления БСПН с удовлетворением констатировало, что реализация заложенных в Декрете №7 принципов взаимодействия бизнеса и власти, включая презумпцию добросовестности субъектов хозяйствования, минимизацию вмешательства госорганов в экономическую деятельность, уведомительный принцип начала предпринимательской деятельности, конечно, приведут к появлению новых субъектов хозяйствования и новых рабочих мест.
Расширение возможностей для физических лиц заниматься ремеслом и агротуризмом, а также другими видами предпринимательской деятельностьи без регистрации, безусловно, будет способствовать развитию самозанятости и повышению доходов населения.
Бизнес разделяет и принимает принцип персонализации ответственности. Но касаясь нормы п. 6 Декрета настораживает ее будущая правоприменительная практика., согласно которой «Непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности …и далее по тексту… влечет за собой наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин».
Так, право составления протоколов об административном правонарушении (ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь) предоставлено должностным лицам 72-х органов, организаций, инспекций и другим лицам. Совершенно непонятно, чем упомянутые лица будут руководствоваться, определяя надлежащую (или ненадлежащую) организацию деятельности субъекта хозяйствования и определяя перечень необходимых мер, которые руководитель не принял? От каких параметров и условий будет зависеть сумма наложения штрафа от десяти до двухсот базовых величин? И это - при вольности интерпретаций для контролеров и беззащитности руководителей! С подобными ситуациями бизнес уже столкнулся при реализации Указа 488, где под «маской» борьбы с лжепредпринимательством зачастую страдают добросовестные субъекты хозяйствования.
Поэтому было бы хорошо, чтобы правительство разработалонормативный правовой акт, который быраскрывалсущность указанных терминов и порядок их применения контролирующими органами и субъектами хозяйствования.
Не буду также лукавить, что действующий бизнес ожидал от законодателя возможно большего. Постоянная, доверительная обратная связь с членскими организациями показывает, что наиболее актуальными вопросами для бизнеса сегодня является не разрешительные процедуры, поскольку они уже пройдены, а их финансовое положение: проблемы выплаты налогов, кредитов, заработной платы, и особенно - дефицит оборотных средств и возврат дебиторской задолженности. Назову лишь две цифры по отечественной промышленности за 9 месяцев т.г.: произведенная валовая добавленная стоимость составила 20,7 млрд.рублей, а сумма, направленная на погашение кредитов и займов, равна - 23,4 млрд.рублей. Бизнес-сообщество, включая и наш союз, начиная с 2013 года, неоднократно обращались в соответствующие госорганы с предложениями по финансовому оздоровлению, причем мы никогда не просили прямой бюджетной поддержки. Полагаю, что к ним необходимо вернуться и дополнительно проработать.
В последнее время на первый план выходят вопросы фискальных изъятий. Уместно заметить, что по ставкам налогов серьезных замечаний не имеется, а вот расходы по их администрированию, вызывают большое недопонимание. Бизнес с удовлетворением поддерживает поручение Президента об упрощении налоговой системы и готов активно включиться в процесс.
Например, до сегодняшнего дня, основываясь, а иногда и прикрываясь международными стандартами, фискальные органы не слышат предложений бизнеса о предоставлении хотя бы временной возможности уплаты налогов (в частности, НДС) и пошлин по факту получения выручки, а не авансов, что требует привлечения кредитов и займов.
Имеются претензии и к налогам на недвижимость и на землю. Их в перспективе, возможно, объединить, а сегодня,- целесообразно ограничить права местных органов по применению повышающих коэффициентов хотя бы с 2,5 до 1,5.
Серьезной нагрузкой по изъятиям у бизнеса являются и обязательные социальные отчисления. И чтобы они не стали выше, а в будущем были снижены и/или перераспределены между работником и нанимателем, и их хватало на пенсии и другие выплаты, необходимо уже сегодня создавать механизм по максимальному вовлечению новой «армии» самозанятых, которые появятся в результате действия Декрета, в систему обязательного социального страхования. Придет время, и они будут претендовать на пенсию по возрасту или социальную пенсию. И свой вклад в пенсионную систему они должны вносить сегодня.
Бизнес ждет изменений и в систему лицензирования. Поскольку указ еще не подписан, хотелось бы обратить внимание на Положение о лицензировании медицинской деятельности и отменить норму, требующую у частных организаций здравоохранения наличие в штате врачей только первой и высшей категории. Это не только дискредитирует дипломы молодых специалистов, но и девальвирует систему образования и учреждения здравоохранения государственной формы собственности. Такое положение является тормозом и в развитии семейного бизнеса и семейных династий. Мы в течение 2-х лет пытаемся решить этот вопрос, но понимания на уровне соответствующего министерства нет.
И последнее: в структуре малого и среднего предпринимательства преобладает микробизнес. На долю организаций с численностью до 15 человек приходится почти 87% от общего их количества. В будущем видится не только количественный, но и качественный рост: от микро- к малому, от малого к среднему и от среднего к крупному. И это может стать новым этапом разработки и реализации стимулирующих мер.
Жанна Тарасевич, сопредседатель правления, директор БСПН им. Кунявского