Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 27.12.2017

О Декрете №7: что настораживает бизнес?

Пакет принятых руководством страны законодательных актов по развитию предпринимательской деятельности бизнес-сообщество приняло хорошо. Особенно стоит отметить работу Минэкономики, МАРТА и НЦЗПИ по организации диалога бизнеса и власти.

Недавнее заседание Правления БСПН с удовлетворением констатировало, что реализация заложенных в Декрете №7 принципов взаимодействия бизнеса и власти, включая презумпцию добросовестности субъектов хозяйствования, минимизацию вмешательства госорганов в экономическую деятельность, уведомительный принцип начала предпринимательской деятельности, конечно, приведут к появлению новых субъектов хозяйствования и новых рабочих мест.

Расширение возможностей для физических лиц заниматься ремеслом и агротуризмом, а также другими видами предпринимательской деятельностьи без регистрации, безусловно, будет способствовать развитию самозанятости и повышению доходов населения.

Бизнес разделяет и принимает принцип персонализации ответственности. Но касаясь нормы п. 6 Декрета настораживает ее будущая правоприменительная практика., согласно которой «Непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности …и далее по тексту… влечет за собой наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин».

Так, право составления протоколов об административном правонарушении (ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь) предоставлено должностным лицам 72-х органов, организаций, инспекций и другим лицам. Совершенно непонятно, чем упомянутые лица будут руководствоваться, определяя надлежащую (или ненадлежащую) организацию деятельности субъекта хозяйствования и определяя перечень необходимых мер, которые руководитель не принял? От каких параметров и условий будет зависеть сумма наложения штрафа от десяти до двухсот базовых величин?  И это - при вольности интерпретаций для контролеров и беззащитности руководителей!  С подобными ситуациями бизнес уже столкнулся при реализации Указа 488, где под «маской» борьбы с лжепредпринимательством зачастую страдают добросовестные субъекты хозяйствования.

Поэтому было бы хорошо, чтобы правительство разработалонормативный правовой акт, который быраскрывалсущность указанных терминов и порядок их применения контролирующими органами и субъектами хозяйствования.

Не буду также лукавить, что действующий бизнес ожидал от законодателя возможно большего. Постоянная, доверительная обратная связь с членскими организациями показывает, что наиболее актуальными вопросами для бизнеса сегодня является не разрешительные процедуры, поскольку они уже пройдены, а их финансовое положение: проблемы выплаты налогов, кредитов, заработной платы, и особенно - дефицит оборотных средств и возврат дебиторской задолженности. Назову лишь две цифры по отечественной промышленности за 9 месяцев т.г.: произведенная валовая добавленная стоимость составила 20,7 млрд.рублей,  а сумма, направленная на погашение кредитов и займов, равна - 23,4 млрд.рублей. Бизнес-сообщество, включая и наш союз, начиная с 2013 года, неоднократно обращались в соответствующие госорганы с предложениями по финансовому оздоровлению, причем мы никогда не просили прямой бюджетной поддержки. Полагаю, что к ним необходимо вернуться и дополнительно проработать.

В последнее время на первый план выходят вопросы фискальных изъятий. Уместно заметить, что по ставкам налогов серьезных замечаний не имеется, а вот расходы по их администрированию, вызывают большое недопонимание. Бизнес с удовлетворением поддерживает поручение Президента об упрощении налоговой системы и готов активно включиться в процесс.

Например, до сегодняшнего дня, основываясь, а иногда и прикрываясь международными стандартами, фискальные органы не слышат предложений бизнеса о предоставлении хотя бы временной возможности уплаты налогов (в частности, НДС) и пошлин по факту получения выручки, а не авансов, что требует привлечения кредитов и займов.

Имеются претензии и к налогам на недвижимость и на землю. Их в перспективе, возможно, объединить, а сегодня,- целесообразно ограничить права местных органов по применению повышающих коэффициентов хотя бы с 2,5 до 1,5.

Серьезной нагрузкой по изъятиям у бизнеса являются и обязательные социальные отчисления. И чтобы они не стали выше, а в будущем были снижены и/или перераспределены между работником и нанимателем, и их хватало на пенсии и другие выплаты, необходимо уже сегодня создавать механизм по максимальному вовлечению новой «армии» самозанятых, которые появятся в результате действия Декрета, в систему обязательного социального страхования. Придет время, и они будут претендовать на пенсию по возрасту или социальную пенсию. И свой вклад в пенсионную систему они должны вносить сегодня.

Бизнес ждет изменений и в систему лицензирования. Поскольку указ еще не подписан, хотелось бы обратить внимание на Положение о лицензировании медицинской деятельности и отменить норму, требующую у частных организаций здравоохранения наличие в штате врачей только первой и высшей категории. Это не только дискредитирует дипломы молодых специалистов, но и девальвирует систему образования и учреждения здравоохранения государственной формы собственности. Такое положение является тормозом и в развитии семейного бизнеса и семейных династий. Мы в течение 2-х лет пытаемся решить этот вопрос, но понимания на уровне соответствующего министерства нет.

И последнее: в структуре малого и среднего предпринимательства преобладает микробизнес. На долю организаций с численностью до 15 человек приходится почти 87% от общего их количества. В будущем видится не только количественный, но и качественный рост: от микро- к малому, от малого к среднему и от среднего к крупному. И это может стать новым этапом разработки и реализации стимулирующих мер. 

Жанна Тарасевич, сопредседатель правления, директор БСПН им. Кунявского

мероприятияархив