Электронное обращение
Мненияархив

05 октября 2018 г.

Как обеспечить решение проблемы неплатежей

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

20 июля 2018 г.

Почему инвесторам нужна защита от манипулирования общественным мнением

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 11.01.2015

Кластеры: уроки немецкого опыта

Германия относится к странам, избравшим для себя путь интенсивного инновационного развития и кластерную модель организации экономики. В такой модели индустриальная политика ориентирована не столько на развитие отраслей, сколько на освоение ведущих рынков, которые формируются в результате растущих общественных и экологических вызовов и заявляют о себе повышенным и эффективным спросом. Наряду с традиционно конкурентоспособными рынками Германии, такими как автомобилестроение, биотехнологии, машиностроение, кластеры создают существенные стимулы для развития новых интегративных направлений, к каковым относятся, например, индустрия здоровья, электромобильность,  биоэнергетика, логистика, нанотехнологии + фотоника или оптика и др.

Для экономики государства, региона, отдельно взятой территории кластеры играют роль «точек роста» внутреннего рынка, проводников инновационной и инвестиционной политики.

«С помощью кластеров мы хотим развивать рынки завтрашнего дня», Министр экономики Земли Северный Рейн-Вестфалия

В Германии насчитывается более 370 кластеров, которые действуют в основном на земельном уровне. Точной цифры никто не назовет, так как кластеры не регистрируются и их деятельность не регулируется государством. Более того, в законодательной сфере «кластер» никак не обозначен.

Согласно Майклу Портеру, родоначальнику кластерной теории: «Кластер, или промышленная группа, – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластеры представляют собой комбинацию конкуренции (за потребителя) и кооперации (в значительной степени, по вертикали, с вовлечением родственных отраслей и местных институтов)».

В своих работах М. Портер наглядно показал, что кластеры в большей степени, чем отрасли охватывают связи, взаимодополняемость между отраслями, распространение технологий, навыков, информации, маркетинг и осознание требований заказчиков по фирмам и отраслям. Кластеры лучше согласуются с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ.

В Германии определение Портера дополнено уточнением, что в кластер входят предприятия в рамках одной цепочки добавленной стоимости и не удаленные более чем на 100 км. Вместе с тем, на практике кластеры имеют различные формы и размеры. Поэтому наряду с территориально сконцентрированными кластерами, инициаторы которых заинтересованы в максимально близком расположении предприятий и сервисов, имеют место «виртуальные» кластеры, в которых расстояние как критерий не учитывается. Пример тому – все земельные кластеры Баварии, разбросанные по всей территории региона.

«Самое ценное в кластерной структуре быстрота адаптации инноваций и гибкость производства», менеджер кластера автомобилестроения и электроники

Кластеры строятся по принципу «тройной спирали» (бизнес – государство – наука), т.е. представители этих столпов в той или иной степени принимают непосредственное участие в его судьбе. Часто их называют «стейкхолдерами» или «акторами», а мы чаще пользуемся русским аналогом «заинтересованные стороны». По сути, главная миссия кластерной структуры заключается именно в преодолении изоляции акторов, обусловленной конкуренцией, и в достижении более высокого уровня технологического развития и конкурентоспособности в результате совместных действий. Именно поэтому в кластерной теории используется понятие «коокуренция», как дуальность «кооперации» и «конкуренции».

В Германии государство не доминирует в структуре управления кластерами, занимая теневую сторону партнерства. Для участников кластера большее значение имеет сотрудничество с исследовательскими организациями, поставщиками инновационных разработок, а также сервисными организациями, обеспечивающими технологический трансфер. Роль инноваций в кластерах настолько велика, что на одной из встреч в кластере мы услышали фразу, достойную девиза: «Мы хотим совершить инновационный скачок, а не просто создавать инновации!».

Предпосылками создания кластеров являются:

- наличие совокупности предприятий, взаимодействующих в рамках бизнес-процессов, использующих конкурентные преимущества территории и ориентированных на динамично развивающиеся сегменты рынка;

- функционирование значительного числа малых и средних предприятий, использующих различные, но с некоторыми общими чертами технологии и/или специализирующихся на выпуске одного или нескольких видов изделий. Именно МСП, по мнению специалистов, обеспечивают оптимальное разделение труда и необходимую гибкость основного производственного процесса крупных предприятий, входящих в кластер;

- наличие научных организаций с высокой предпринимательской культурой (университеты, исследовательские и образовательные учреждения); доступ к квалифицированной рабочей силе, свободным производственным помещениям, оборудованию для совместного пользования и т.д.;

- хорошо развитая инфраструктура, поддерживающая промышленное развитие и включающая технопарки, бизнес инкубаторы, информационно-технические центры, промышленные зоны, агентства по развитию субконтрактных отношений и т.п.;

- вспомогательные организации (торгово-промышленные палаты, профессиональные ассоциации, консалтинговые агентства), которые предоставляют компаниям обеспечивающие сервисы по коммуникации и координации взаимодействия в сфере НИОКР, разработке и сопровождении инновационных проектов, развитию интегративных направлений и т.п.;

- политика региональных органов власти и управления, направленная на поддержку и развитие кластеров.

Деятельность ведущих кластеров Германии сосредоточена в таких сферах, как биотехнология/медицинское оборудование, электротехника/ оптика/ точная механика, автомобиле- и машиностроение, химия/создание новых материалов, ИКТ, возобновляемые источники энергии, логистика.

Если в теории кластеров различают промышленные и территориальные (региональные) кластеры, то в Германии не придерживаются столь четкого разграничения. Зачастую крупные инновационно-промышленные кластеры решают задачи не только определенной отрасли или нового рынка, но и работают на приоритеты региона базирования, причисляя себя к агентам территориального развития. Для них создание новых рабочих мест – один из индикаторов прогресса. Локальные кластеры в большей мере ориентированы на нужды региона и развивают, например, туризм или производства на основе местного сырья. Однако Федеральная и земельная политика целенаправленно и в большей мере поддерживает кластеры с инновационной составляющей.

Добровольность — главный принцип участия в кластере! 

Во многих кластерах членство является формальным и, как правило, кроме уплаты членских взносов, предприятия не несут никаких других обязанностей.Кстати, взносы дифференцированы: от 100 евро для малых предприятий до нескольких тысяч – для крупных игроков. Кластер не вмешивается в руководство фирм, их договорные отношения и отчетность. Всегда есть организации или исследовательские учреждения, которые не являются участниками кластера. Вместе с тем, предприятия могут входить в несколько кластеров. Например, фирма CLAAS (сельскохозяйственное машиностроение) участвует в кластере автомобиле- и машиностроения и одновременно в кластере «Биоэнергетика». 

По результатам недавнего опроса участников кластеров Германии о степени их удовлетворенности более 90% из них согласились бы снова участвовать в кластере. Более 60% из ответивших улучшили свои технологические позиции и более 70% –расширили кооперационную сеть в сфере инноваций, исследований и повышения квалификации. Половина опрошенных значительно расширила портфель проектов в сфере НИОКР. Подавляющее число участников опроса подчеркнули важность улучшения сотрудничества с другими партнерами, участвующими в кооперационном проекте, что привело к повышению экономического эффекта проекта.

Да, есть примеры неудачных кластеров, что связано преимущественно с организационными недостатками, изменением рыночных тенденций либо отсутствием взаимной выгоды для участников.

Кластер, который теряет смысл для участников, как правило, распадается

Немецкие коллеги неоднократно подчеркивали, что государство не вмешивается в создание кластеров. Чаще всего они возникают эволюционно на основе уже существующих сетей предприятий, которые постепенно расширяются и охватывают смежные и обеспечивающие отрасли. По этому принципу «снизу-вверх» когда-то были организованы все ведущие кластеры Германии. Однако сказать, что тут обошлось без поддержки государства, было бы большим лукавством. Подтверждением тому служит структура финансирования ведущих кластеров: все из них получают поддержку из госбюджета и эта доля составляет от 40 до 100% от общего объема финансирования. Остальное кластеры добирают за счет их членских взносов и оплаты за оказанные услуги. Другое дело, что государственное вмешательство осуществляется самым тактичным образом – через организацию открытых конкурсов кластерных инициатив и проектов. Но об этом чуть ниже.

Большинство же земельных кластеров формируются по принципу «сверху-вниз», что служит сигналом и подтверждением важности кластеров для регионального развития. В этом случае кластеры вписаны в систему федеральной и земельной поддержки экономического развития и инноваций. Особенно это касается кластеров, работающих в приоритетных для региона технологических сферах.

При создании кластера из объединения предприятий и организаций формируется совместная организационная структура – кластерная организация, похожая по своим функциям на правление или совет директоров. Кластерные организации часто имеют правовую форму e.V. (eingetragenerVerein– зарегистрированное объединение) и они не нацелены на получение прибыли. В их задачи входят:

- разработка стратегии кластера;

- освоение новых рынков;

- расширение горизонтов кооперации и технологического трансфера;

- взаимодействие с отраслевыми сетями и другими кластерами;

- усиление презентативности предприятий;

- визуализация и интернационализация кластера.

Оперативным управлением кластера занимается кластерный менеджмент (КМ), который, в крупных объединениях, имеет форму GmbH(ООО). Кластерный менеджмент оплачивается на паевых началах всеми участниками и размещается у одного из ведущего участника кластера. Обычно штат управления кластером не превышает 3-5 человек, их зарплаты не запредельны и им не предоставляют «золотых парашютов». В небольшом кластере управление может быть делегировано одному из ключевых участников, члену кластерной организации. Иногда функции КМ берет на себя консалтинговое агентство.

Интересно, что в редких случаях на земельном или региональном уровне КМ осуществляется самим госучреждением, занимающимся стимулированием экономического развития на местном уровне, и кластерный менеджер входит в штат этой организации. В этом заключается непосредственная (но не единственная!) помощь кластерам со стороны местных органов управления.     

Деятельность кластерного менеджмента подчиняется поставленным задачам по развитию кластера и может включать:

- построение доверительных отношений и обеспечение внутрикластерного взаимодействия;

- координацию разработки и поддержки ведущих проектов, стимулирующих инновации и интегративную тематику (привлечение финансирования, поиск специалистов);

- организацию практических семинаров, информационных мероприятий, презентаций на выставках, публикаций;

- маркетинг, работу с общественностью и СМИ;

- интернационализацию;

- администрирование (подготовка планов, отчетов, управление персоналом).

В Германии существует обширная и разветвленная сеть институтов, содействующих развитию кластеров. К ним относятся государственные учреждения, союзы, палаты, биржи труда, банки развития, фонды, общественные организации и т.п., а также большая группа сервисных организаций, оказывающих консультационно-методическую помощь по подготовке и реализации кластерных проектов. 

Здесь следует рассказать о Секретариате кластеров земли Северный Рейн-Вестфалия (СРВ). Это «зонтичная» организация, объединившая ведущие кластеры под девизом «Превосходство СРВ».

Секретариат помогает решать задачи, общие для всех кластеров. Например, недавно собирался кластерный пленум с привлечением министерств, банков, НИИ и общественного сектора для обсуждения совместных критериев эффективности/прогресса кластеров, отчетности и процедуры независимого мониторинга и оценки. Но, все-таки, главный фокус деятельности Секретариата заключается в придании большего динамизма кооперации между кластерами, продвижении кросс-инновационного подхода на стыке ИКТ и устоявшихся производств/традиционных отраслей (автомобилестроение, логистика и т.п.). Общая цель же всего объединения – превращение СРВ в регион привлекательный для инноваций и инвестиций!  

Кластеры – не самоцель, а инструмент инновационной динамики

Оказалось, что документальной версии кластерной стратегии земли Северный Рейн-Вестфалия не существует, ибо она полностью встроена в документ более высоко порядка – стратегию инновационного развития.

Стратегия – довольно короткий документ, суть которого сводится к поддержке своих земельных инновационно-промышленных кластеров во имя повышения конкурентоспособности, укрепления инновационного потенциала и обеспечения устойчивости. Основополагающий принцип инновационной стратегии – развитие и укрепление сильных сторон 16-ти земельных кластеров для освоения 15-ти ведущих рынков, четко обозначенных в документе. В нем же прописаны инструменты и мероприятия государственной поддержки кластеров, предусматривающие: 

- предоставление коммерческих площадей;

- публичное назначение вознаграждения по результатам конкурсов;

- премирование, стимулирование, поддержку кооперационных проектов;

- предоставление помещений и дотаций для кластерных организаций/кластерного менеджмента. 

Основным элементом господдержки являются кластерные проекты, поданные предприятиями, входящими в кластеры. При всей свободе творчества проекты должны относиться к следующим категориям: разработка нового продукта и методов производства; перенос ноу-хау с одного технологического поля на другое; исследовательская кооперация с институтами. 

Государственные программы, включающие в себя поддержку кластеров, принимаются парламентом страны и нотифицируются ЕС в связи с общим запретом оказания какой-либо государственной поддержки. За реализацию кластерных программ на федеральном уровне отвечают Министерство образования и науки и Министерство экономики и энергетики. Они издают постановления, которые детально описывают механизм оказания поддержки (условия конкурса, объемы финансирования, порядок отчетности и т.п.).

В настоящее время на федеральном уровне действуют три программы:

- «Ведущие кластеры»: инструмент поддержки федерального правительства в сфере высоких технологий;

- «Go-Cluster» – для усиления сетевого взаимодействия и интернационализации региональных кластеров;

- «Инновационный регион»: с концентрацией на восточных федеральных землях.

Объем федеральных программ очень разный. Если победители в первом конкурсе могут получить от 4 до 10 млн. Евро на кластер, то в «Go-Cluster» отсутствуют гранты для проектов предприятий, а финансируется деятельность по наращиванию потенциала самого кластера, причем в значительно более скромных объемах. По сведениям Федерального министерства образования и науки кластеры могут найти финансирование из более, чем 70 программ различного назначения существующих на местном, земельном, федеральном и Европейском уровнях.

За региональную кластерную политику, как правило, отвечают министерства экономики земель. Способы поддержки кластерной политики земельными правительствами следующие:

- прямое поручение задач кластерного менеджмента сторонним организациям или дотирование деятельности кластерного менеджмента;

- в исключительных случаях – исполнение задач кластерного менеджмента самими земельными органами/земельной администрацией;

- привлечение целевых средств из структурных фондов ЕС;

- реализация собственных кластерных программ из земельных фондов на конкурсной основе.  

Например, в 2011 году федеративные земли Берлина и Бранденбурга утвердили совместную программу инновационного развития (innoBB). В ней они объединили ресурсы и усилили координацию с целью значительного (!) повышения международной конкурентоспособности своих территорий. InnoBB концентрируется на создании и развитии кластеров с высоким потенциалом развития в таких областях, как энергетические технологии,  ИКТ, творческие индустрии, фотоника и мобильность, индустрия здоровья.

В качестве действенной помощи все 16 организаций управления кластерами находятся на балансе земель, как и поддерживающие услуги для членов кластеров и их партнеров. Кроме того, InnoBB содействует идентификации и разработке «тем будущего», усиливает визуализацию соответствующей тематической области. Совместная программа вносит существенный вклад в совершенствование рамочных условий функционирования кластеров. Конкурсы проектов проводятся по тематическим сферам кластеров и по транскластерной тематике для продвижения кросс-инноваций. Независимое жюри отбирает только высококачественные инновационные проекты.

У нас создалось впечатление, что некоторые группы предприятий специально называли себя кластерами, чтобы просто быть допущенными к конкурсу и финансированию. «Да, это так!» – подтвердили представители местных органов власти. –«Если у них есть инновационный потенциал, то почему бы им не помочь?».

Действительно, конкурсы сильно мотивируют субъектов хозяйствования формировать сети с научными организациями и поддерживающими сервисами, строить субконтрактные отношения с малым бизнесом. Даже если эта группа не выиграет в конкурсе, она получит бесценный опыт самоорганизации и коммерциализации инновационных разработок. Проигравших здесь нет!

Переосмысливая увиденное...

Международные эксперты из Рейн-Вестфальского института экономики позитивно оценили первые шаги Министерства экономики Беларуси по внедрению кластерного подхода. Вместе с тем, они предупреждают, что доминирование государства в реализации индустриальной политики приводит к ущемлению возможностей широкой кооперации с частным инновационным бизнесом и малыми предприятиями, обеспечивающими гибкость технологической цепочки и бизнес-процессов. Ускоренное внедрение аутсорсинга для передачи непрофильных производств госпредприятий частным компаниям позволило бы постепенно снизить концентрацию госпредприятий в цепочках добавленной стоимости и, тем самым, предоставить шансы для обоюдовыгодного сотрудничества двух секторов. По мнению немецких экспертов, вследствие такой политики изменилась бы и структура МСП в сторону увеличения доли промышленного и инновационного предпринимательства. Немецкие коллеги также советуют повысить стимулы для приватизации предприятий и одновременно пошагово допускать конкуренцию со стороны частных предприятий в тех же рыночных сферах. Параллельно Беларуси следует продолжить работу по обеспечению стабильных рамочных условий для дальнейшего развития частного сектора и повышения его конкурентоспособности – советуют немецкие эксперты. 

Особое внимание предстоит уделить ускоренному переходу экономики страны на инновационный путь развития. Развитие «экономики знаний» должно сопровождаться распространением мелких компаний, основным достоянием которых является интеллект, таланты, отношения творческого партнерства и эффективное использование человеческого  потенциала. Внедрение кластерной модели организации экономики способно стимулировать крупные национальные индустриальные компании,  выполняющие роль локомотивов научно-промышленного развития, выступить заказчиками и потребителями разработок малых инновационных компаний. Кластерный подход неизбежно приведет к ревизии инновационной инфраструктуры, особенно трансфера технологий, сферы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Все это, вместе взятое, должно придать живительный импульс связующим механизмам «тройной спирали» (промышленность – наука – государство).

По оценкам экспертов, кластеризацией уже охвачено более 50% мировых экономик, что обеспечило им значительный прирост ВВП. В этой связи, изучение и избирательная адаптация международного опыта по созданию и функционированию инновационно-промышленных кластеров являются необходимым и своевременным шагом.   

Поездка в Германию, продуктивное общение с немецкими экспертами внесли существенный вклад в понимание природы кластеризации, ее инновационного вектора. Понятно, что опыт Германии не может быть использован «один к одному», в силу различных вызовов, стоящих перед нашими странами, но можно позаимствовать некоторые примеры участия крупных государственных корпораций в кластерных структурах, например, национальной почты –в кластере логистики.   

Предлагаю обратиться к международным организациям за технической помощью для сопровождения процесса внедрения кластерного подхода. Проект может включать проведение национальной оценки готовности к такому переходу; организацию широкой информационно-просветительской работы; обучение представителей заинтересованных сторон различным аспектам формирования кластеров и методам их управления. Необходимо доходчиво и убедительно донести до коллег по экономическому цеху, управленцев отраслевого и регионального уровня, представителей высшего управленческого состава, уполномоченных принимать стратегические и судьбоносные для страны решения, что кластеры – это наше неизбежное будущее и необходимо, как можно скорее, сделать его настоящим.

***

Автор благодарит Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь и Восточный комитет германской экономики за обращение к теме инновационно-промышленных кластеров и организацию ознакомительной поездки.

Статья подготовлена по результатам ознакомительной поездки в Германию (1-5 декабря 2014 г.) для изучения опыта создания и функционирования кластеров. В ходе поездки состоялись встречи в Федеральном министерстве образования и исследований, Рейн-Вестфальском институте экономических исследований, секретариате кластеров земли Северный Рейн-Вестфалия,  кластерной организации «OWL Clustermanagement Padeborn» (ведущий кластер в области машиностроения, автомобилестроения и электроники), автомобильном кластере городской агломерации Ганновер и др.

Людмили Истомина, к.э.н.

мероприятияархив