Мненияархив

26 августа 2023 г.

Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решения

Представители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения

21 февраля 2023 г.

Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развития

Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.

Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости по тегам

Распечатать 31.10.2019

Александр Турчин выступил на Кастрычніцкім эканамічным форуме

Александр Турчин, первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, председатель Совета по развитию предпринимательства, 31 октября принял участие в открытии Кастрычніцкага эканамічнага форуму KEF-2019 "Невидимая рука Левиафана".

"Мне хотелось бы поднять всего одну тему, которая, на мой взгляд, является ключевой для текущего развития Беларуси.

Сквозным вопросом всех прошедших форумов были, скажем так, отношения государства и экономики. Так или иначе, прямо или косвенно, это тема была лейтмотивом всех выступлений и обсуждений на прошлых форумах: каким должно быть участие государства в экономике: ограниченным или всепроникающим? Как уйти от давления на бизнес и как разумно согласовать интересы бизнеса и потребности бюджета? Нужна ли приватизация? Эффективен ли масштабный сектор государственной собственности?

Эти вопросы повисали в воздухе, оставались в области теории, часто так и не получая ответов на практике. И, в общем-то, эта дискуссия сопровождала всю независимую историю Беларуси. Но сегодня мы наблюдаем забавную картину: технологии очень оригинально начинают разрешать старые споры экономистов. Я не рискну делать какие-то общемировые обобщения, ограничусь нашей страной. Вот смотрите: мы годами как могли оберегали внутренний рынок от чужих товаров той же легкой промышленности и сетовали то на челноков, то на мелких торговцев, то на индивидуальных предпринимателей, то еще на кого-то. Но появились Alibaba и другие платформы, наши граждане стали заказывать товары на AliExpress - и стало ясно, что все прежние меры по так называемой защите внутреннего рынка бессмысленны и бесполезны.

Мы боролись, и это было вполне естественно, за сохранение рабочих мест в заводских цехах и на сельских полях. Но цифровизация вкупе с роботизацией решительно ставит крест на этих усилиях. Перед миром в полный рост становится знаменитая проблема так называемой "нулевой" рабочей силы. И уж как минимум понятно, что массово новые рабочие места будут создаваться где угодно, но только не в индустрии или аграрном секторе.

Наконец, мы в центре всей экономической политики ставили вопросы борьбы за дешевые нефть и газ, и это тоже было естественно. А сейчас мы видим, что не только для развития, но даже для выживания экономики эти вопросы перестают быть критическими. Развитие технологий медленно, но неуклонно отводит роль углеводородов с первого плана на второй. Процесс этот еще далек от завершения, но в его исходе уже не приходится сомневаться. И дело не столько в зеленой энергетике, которая уверенно теснит традиционную, а в том, что инновационная экономика и общество знаний последовательно удешевляет и упрощает все виды материального производства, выводя на первый план интеллектуальный продукт.

Этот список можно продолжать долго, а завтра сама жизнь еще расширит его. Все эти факты бесспорны, взяты из практики, они идут от жизни. Факты, которые невозможно игнорировать. Технологии меняют и жизнь, и экономику независимо от воли государства. Государственная политика может или подстроиться под нужды прогресса, или игнорировать их. В первом случае прогресс страны ускорится, во втором случае - пойдет мимо государства, оставив его на обочине. Но затормозить или изменить эти процессы никто не в состоянии. И скорейший приход к пониманию этого - самый главный вызов, стоящий перед нами.

И тогда, когда наша государственная политика точно укладывается в технологический тренд прогресса, Беларусь имеет успех. Мы ясно видим на примере нашего Парка высоких технологий - темпы роста нашего парка и нашей ИТ-отрасли на порядок превосходят все остальные отрасли в сферы. По сути, этим небольшим ростом ВВП, который имеет наша страна, мы обязаны прежде всего ПВТ. И то, что мы можем не только остановить утечку мозгов, но и повернуть ее вспять, это так же показал и доказал ПВТ. Сегодня ИТ-отрасль Беларуси стала вровень с аграрной сферой, которая была традиционно исторической специализацией нашей страны.

Вообще, говоря откровенно, мое личное мнение таково: выражаясь языком, который привычен местным белорусским управленцам, следующая пятилетка в нашей стране должна стать и по названию, и по духу, и по содержанию цифровой. Это предполагает осознание фундаментального фактора: цифровые технологии не поверхностно, не косметически, а сущностно меняют производственные, логистические, торговые, финансовые и в целом экономические процессы. Они меняют модели потребления. Они размывают даже такие привычные и, казалось бы, фундаментальные понятия - как институт собственности.

Именно из этих бесспорных и очевидных технологических фактов могут и должны следовать прямые и фактические выводы, определяющие экономическую политику и дающие ответы на те вопросы, которые годами дебатировали с чиновниками, экспертами, экономистами".

мероприятияархив