Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 15.12.2017

К вопросу о применении субсидиарной ответственности

В последнее время активно лоббируются вопросы исключения из законодательства о банкротстве, а также Гражданского кодекса положений, устанавливающих субсидиарную ответственностьза наступление последствий в виде банкротства должника.Такая позиция является неоправданной и может повлечь за собой наступление более тяжелых негативных последствий для экономики страны в виде значительного роста криминальных банкротств.

Следует отметить, что действующие в настоящее время нормативно-правовые акты в сфере процедуры банкротства не позволяют в полной мере ставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, в результате виновных действий которых предприятие стало банкротом. За основу при определении наличия признаков банкротства в Республике Беларусь применяются коэффициенты К1, К2, К3, а также расчет величины чистых активов.

Инструкция о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещению убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам №107 от 04.12.2012 г. не содержит четких критериев сделок должника, совершенных на заведомо невыгодных условиях. Берется очень короткий период для проведения анализа изменения значений коэффициентовК1, К2, К3 и чистых активов – 1 год. Более точные результаты могут быть достигнуты в ходе проведения оценки финансового состояния предприятия за предыдущие три календарных года. В этом случае возможно сформировать общее представление и общие тенденции развития предприятия. Необходимо учитывать, что квартальные балансы в налоговую инспекцию в Республике Беларусь не сдаются.

Необходимо проводить анализ финансовых факторов, приведших к неплатежеспособности, в том числе оборотных, внеоборотных активов; собственных оборотных средств; структуры денежных потоков, формирование собственного капитала, углубленный анализ дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, анализ доходности предприятия (прибыли), затрат на производство, использование трудовых ресурсов, инвестиций и инноваций.

Экономическими признаками действий по преднамеренному банкротству может считаться такое финансово-экономическое состояние должника, когда выполнение условий договора привело к ухудшению показателей оценки его финансового состояния, в частности:

- подписание заведомо невыгодных для предприятия (в том числе фиктивных) договоров;

- экономически необоснованные выплаты денежных средств, необоснованная передача имущества третьим лицам;

- запутывание отчетности, уничтожение документов или информации, вследствие чего невозможна эффективная оценка предприятия;

- намеренное ухудшение финансово-хозяйственного состояния предприятия;

- уменьшение размера, укрывательство и занижение оценки имущества предприятия;

- искусственное увеличение размера дебиторской и кредиторской задолженности;

- продажа задействованных в производственно-хозяйственной деятельности основных средств (соответствие цены реализации рыночной, наличие согласия на указанные операции органа, уполномоченного управлять имуществом);

- продажа товаров (работ, услуг) по цене ниже себестоимости без надлежащих экономических оснований, таких как продажа по предоплате, временное снижение цены в рекламных целях, продажа морально устаревшей продукции, не пользующейся спросом, продажа товарных остатков в связи с перепрофилированием, продажа товарных остатков в связи с окончанием сезона и т.д.;

- в случае убыточной деятельности предприятия направление получаемых денежных средств и инвестиций на закупку товаров (работ, услуг), напрямую не задействованных в производственно-хозяйственной деятельности;

- необоснованное уменьшение или увеличение штата работников.

Ряд стран идёт на ужесточение законодательства в части привлечения к субсидиарной ответственности. Так, в России 29.07.2017 года были внесены изменения в статьи Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ (в редакции от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, в Законе введено понятие «контролирующее должника лицо» - это лицо, физическое или юридическое, имеющее или имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия судом заявления о признании банкротом, право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Законом России (ст. 61.11) установлена субсидиарная ответственность контролирующего лица в случае, если полное удовлетворение требований невозможно вследствие действий или бездействий.

Цель принятия таких изменений – не позволить недобросовестным предпринимателям избавиться от обременений долгами компаний и не платить по долгам.

С учетом вышеизложенного и для нашей страны опыт России в части ужесточения ответственности очень интересен.

Введение понятия «контролирующего органа» с учетом, что найти конечного бенефициара становится проще, позволит привлечь к ответственности в ряде случаев в том числе и лиц, которые ведут свою деятельность через офшоры, а также участников, которые находятся за пределами нашей страны. Нельзя позволить, чтобы лица, действующие неразумно и недобросовестно, освобождались от ответственности за свои действия. Необходимо четко отразить в законодательстве действия (бездействия), за которые может наступать субсидиарная ответственность.

Но вопросы субсидиарной ответственности необходимо решать в комплексе. Следует сделать процедуры банкротства более эффективными. Это приведет к более рациональному распределению ресурсов за счет скорейшего погашения задолженности из активов платежеспособного предприятия, ускорит проведение процедуры банкротства, будет способствовать  воспитанию в предпринимателях принципа добросовестности (надежности), позволит освободить добросовестных предпринимателей, которые стали несостоятельными по независящим от них причинам, от бремени долгов, повысит подотчетность ненадежных должников и ликвидируемых компаний.

Галина Дребезова, член Минской областной коллегии адвокатов

мероприятияархив