Мненияархив

03 июня 2020 г.

Семейное предпринимательство: перспективы развития в Беларуси

Татьяна Быкова, руководитель исполнительной дирекции Совета по развитию предпринимательства

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 27.03.2020

Деловая среда-2019: оценка состояния и направления совершенствования

В течение 2019 года в стране была продолжена системная работа по реализации мер, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь № 7 в целях формирования условий дляразвития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности.

Так, по данным отчета Министерства экономики, в прошлом году было принято 10 нормативных правовых актов, в том числе два указа Президента Республики Беларусь и шесть постановлений Совета Министров Республики Беларусь, направленных на совершенствование условий ведения бизнеса. 

Для выявления положений, устанавливающих избыточные обязанности, запреты и ограничения, необоснованные расходы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов» предусмотрена оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме того, с 1 февраля 2019 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 введена обязанность публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов (далее – НПА). К объектам публичного обсуждения отнесены, в том числе, проекты актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.

Информация о результатах проведенного публичного обсуждения проекта НПА и рассмотрения поступивших при этом замечаний и предложений включается в обоснование необходимости принятия проекта и учитывается при прогнозировании последствий его издания.

В целях сокращения административной нагрузки на бизнес Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования» предусмотрен ряд позитивных новаций, касающихся перечня лицензируемых видов деятельности, а также порядка получения и условий прекращения действия лицензии.

В частности, запрещается приостановление и прекращение действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки, а также закрепляются иные основополагающие принципы, на основе которых должно осуществляться лицензирование. К таким принципам отнесены: определение исчерпывающего перечня лицензионных условий с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности; максимальное использование информационных технологий при взаимодействии государственных органов с лицензиатами; открытость и доступность информации о порядке лицензирования.

С 1 октября 2019 г. отменено лицензирование отдельных видов деятельности. В частности, предусмотрен отказ от лицензирования диагностики, профилактики заболеваний и лечения животных, охраны юридическим лицом своих работников и имущества, патологоанатомической диагностики, торговли средствами противопожарной защиты, хранения и приема в залог драгоценных металлов и камней, трансляции телевизионных программ и эфирной трансляции звуковых программ.

Кроме того, упрощены требования к осуществлению медицинской деятельности, в том числе снижены требования к стажу медицинских работников, исключена необходимость наличия в штате негосударственных организаций здравоохранения врачей только первой и высшей квалификационной категории.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. № 412 «О поддержке экспорта» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь, за счет средств республиканского и областных (г. Минска) бюджетов осуществляется возмещение части расходов на участие в международных специализированных выставках (ярмарках) и проведение оценки соответствия продукции в иностранных государствах на условиях и в порядке, установленных данным Указом.

С 1 января 2019 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 504 «О курсовых разницах» субъекты хозяйствования вправе самостоятельно выбирать порядок налогового учета курсовых разниц. Курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, организации (за исключением банков) могут включаться в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года. Это дало возможность субъектам хозяйствования избегать «вымывания» оборотных средств в случае колебания курса национальной валюты.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 604 утверждено Типовое положение об областном (районном) совете по развитию предпринимательства, которым регламентирована работа диалоговых площадок государства и бизнеса на региональном уровне.

Реализация мер по совершенствованию деловой среды позволила улучшить позиции Республики Беларусь в рейтинге Всемирного банка. По данным отчета «Ведение бизнеса 2019» Республика Беларусь заняла 37-е место среди охваченных данным исследованием 190 государств, набрав при этом 75,77 балла из 100 возможных (+0,72 по сравнению с прошлым годом).

В то же время, как следует из отчетов Минэкономики о выполнении промежуточных индикаторов Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 - 2020 г.г., достигнутые показатели существенно отстают от плановых значений.  К концу 2020 года доля субъектов МСП в валовой добавленной стоимости должна составить 40% и в общей численности занятых в экономике - 39,6%.

Справочно: В 2018 году удельный вес малого и среднего предпринимательства в валовой добавленной стоимости страны составлял 28,8%, в общей численности занятых – 30,7%.

Согласно статистическим данным последних двух лет, кардинальных изменений в динамике сектора МСП не произошло. Принятие пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата пока не вызвало ожидаемого всплеска деловой активности и вовлечения населения в частную инициативную деятельность. Не наблюдалось и существенного роста эффективности данного сектора экономики в целом.

В 2018 году количество организаций-субъектов МСП увеличилось по сравнению с предыдущим годом лишь на 1,1%, индивидуальных предпринимателей – на 2,1%. Объем платежей в бюджет от данного сектора в целом увеличился по сравнению с 2017 годом на 2,5 процентных пункта (с 32,3% в 2017 году до 34,8% в 2018 году), в валовой добавленной стоимости – на 0,4 процентных пункта (28,4 и 28,8%% соответственно).

По данным Министерства по налогам и сборам, в 2019 году число индивидуальных предпринимателей выросло на 6,5%, но при этом число организаций-субъектов МСП сократилось на 0,3%. Объем платежей в бюджет от субъектов данного сектора сократился на 0,4 процентных пункта (с 34,8% в 2018 году до 34,4% в 2019 году).

Следует отметить, что в течение последних двух лет наблюдался активный рост количества самозанятых граждан.

По данным МНС, на 1 января 2019 года на учете в налоговых органах республики состояло 38,3 тыс. физических лиц, сообщивших о планах осуществлять деятельность по заявительному принципу. За 2018 год их количество увеличилось на 15,3 тыс. человек, то есть более чем на 65%.

Согласно статистическим данным[1], в 2018 году количество осуществляющих деятельность субъектов агроэкотуризма составило 2054 единицы, что почти на 13 % больше, чем в 2017 году. Сумма, полученная в оплату предоставленных ими услуг, выросла по сравнению с 2017 г. на 16,2 % и составила 20,0 млн. рублей.

Наблюдается существенный рост и количества лиц, занимающихся ремесленной деятельностью: за 2018 он составил более 23 % и почти 18% за 2019 год. На 1 января 2020 года ремесленную деятельность осуществляло 42660 человек.

Таким образом, наиболее результативными оказались меры, предоставляющие гражданам возможность заниматься собственным делом без регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

В связи с этим важным представляется оценка изменений делового климата самими представителями бизнеса, а также анализ тех факторов, которые, по их мнению, создают риски и угрозы для дальнейшего развития.

Как показали результаты независимых исследований[2], бизнес пока не ощутил каких-либо существенных позитивных подвижек в деловой среде. Более 54 % опрошенных указали, что условия осуществления деятельности в 2019 году остались без изменений, 15 % отметили их некоторое улучшение, тогда как более 22 % - даже некоторое ухудшение.

На конкретный вопрос о роли Декрета № 7 более 37 % опрошенных ответили, что он никак не повлиял на бизнес-среду, 24,4 % считают, что в результате она несколько улучшилась, и только 3,2 % респондентов указали о его существенном влиянии на улучшение условий деятельности.

Что касается ключевых проблем развития бизнеса, то их круг в 2019 году, оставался практически тем же, что и в предыдущие годы.

Так, в числе ведущих проблем по-прежнему указываются:

- высокие ставки налогов (50 % респондентов, в 2018 г. – 54,8 %);

- обременительные административные процедуры (лицензии, сертификация, проверки и пр.) (46,8% опрошенных, в 2018 г. – 43,3 %);

- неравные условия деятельности по сравнению с государственными предприятиями (44,3 % респондентов, в 2018 г. – 36,9 %);

- изменчивое законодательство (в том числе налоговое) (43,5 % респондентов, в 2018 г. – 50,9 %);

- высокие процентные ставки (40,6 % респондентов, в 2018 г. – 45,2 %).

Очевидно, что без разрешения указанных «застаревших» проблем нет оснований ожидать кардинальных количественных и качественных изменений в частном секторе, а, следовательно, и выполнения программных параметров развития малого и среднего предпринимательства.



[1] http://www.belstat.gov.by/upload/iblock/4dd/4dddfa122ec4e81a51daa723c5a2efb6.pdf

[2] Опросы Исследовательского центра ИПМ «Конкурентоспособность регионов Беларуси, 2019 г.», «Развитие малых и средних предприятий Беларуси, 2018 г.».

мероприятияархив