Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 27.03.2020

Деловая среда-2019: оценка состояния и направления совершенствования

В течение 2019 года в стране была продолжена системная работа по реализации мер, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь № 7 в целях формирования условий дляразвития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности.

Так, по данным отчета Министерства экономики, в прошлом году было принято 10 нормативных правовых актов, в том числе два указа Президента Республики Беларусь и шесть постановлений Совета Министров Республики Беларусь, направленных на совершенствование условий ведения бизнеса. 

Для выявления положений, устанавливающих избыточные обязанности, запреты и ограничения, необоснованные расходы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов» предусмотрена оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме того, с 1 февраля 2019 года Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2019 г. № 56 введена обязанность публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов (далее – НПА). К объектам публичного обсуждения отнесены, в том числе, проекты актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности.

Информация о результатах проведенного публичного обсуждения проекта НПА и рассмотрения поступивших при этом замечаний и предложений включается в обоснование необходимости принятия проекта и учитывается при прогнозировании последствий его издания.

В целях сокращения административной нагрузки на бизнес Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования» предусмотрен ряд позитивных новаций, касающихся перечня лицензируемых видов деятельности, а также порядка получения и условий прекращения действия лицензии.

В частности, запрещается приостановление и прекращение действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки, а также закрепляются иные основополагающие принципы, на основе которых должно осуществляться лицензирование. К таким принципам отнесены: определение исчерпывающего перечня лицензионных условий с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности; максимальное использование информационных технологий при взаимодействии государственных органов с лицензиатами; открытость и доступность информации о порядке лицензирования.

С 1 октября 2019 г. отменено лицензирование отдельных видов деятельности. В частности, предусмотрен отказ от лицензирования диагностики, профилактики заболеваний и лечения животных, охраны юридическим лицом своих работников и имущества, патологоанатомической диагностики, торговли средствами противопожарной защиты, хранения и приема в залог драгоценных металлов и камней, трансляции телевизионных программ и эфирной трансляции звуковых программ.

Кроме того, упрощены требования к осуществлению медицинской деятельности, в том числе снижены требования к стажу медицинских работников, исключена необходимость наличия в штате негосударственных организаций здравоохранения врачей только первой и высшей квалификационной категории.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. № 412 «О поддержке экспорта» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Беларусь, за счет средств республиканского и областных (г. Минска) бюджетов осуществляется возмещение части расходов на участие в международных специализированных выставках (ярмарках) и проведение оценки соответствия продукции в иностранных государствах на условиях и в порядке, установленных данным Указом.

С 1 января 2019 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 504 «О курсовых разницах» субъекты хозяйствования вправе самостоятельно выбирать порядок налогового учета курсовых разниц. Курсовые разницы, возникающие в течение календарного года, организации (за исключением банков) могут включаться в состав внереализационных доходов и (или) расходов при определении налоговой базы налога на прибыль в течение налогового периода либо в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года. Это дало возможность субъектам хозяйствования избегать «вымывания» оборотных средств в случае колебания курса национальной валюты.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 604 утверждено Типовое положение об областном (районном) совете по развитию предпринимательства, которым регламентирована работа диалоговых площадок государства и бизнеса на региональном уровне.

Реализация мер по совершенствованию деловой среды позволила улучшить позиции Республики Беларусь в рейтинге Всемирного банка. По данным отчета «Ведение бизнеса 2019» Республика Беларусь заняла 37-е место среди охваченных данным исследованием 190 государств, набрав при этом 75,77 балла из 100 возможных (+0,72 по сравнению с прошлым годом).

В то же время, как следует из отчетов Минэкономики о выполнении промежуточных индикаторов Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 - 2020 г.г., достигнутые показатели существенно отстают от плановых значений.  К концу 2020 года доля субъектов МСП в валовой добавленной стоимости должна составить 40% и в общей численности занятых в экономике - 39,6%.

Справочно: В 2018 году удельный вес малого и среднего предпринимательства в валовой добавленной стоимости страны составлял 28,8%, в общей численности занятых – 30,7%.

Согласно статистическим данным последних двух лет, кардинальных изменений в динамике сектора МСП не произошло. Принятие пакета нормативных правовых актов по улучшению бизнес-климата пока не вызвало ожидаемого всплеска деловой активности и вовлечения населения в частную инициативную деятельность. Не наблюдалось и существенного роста эффективности данного сектора экономики в целом.

В 2018 году количество организаций-субъектов МСП увеличилось по сравнению с предыдущим годом лишь на 1,1%, индивидуальных предпринимателей – на 2,1%. Объем платежей в бюджет от данного сектора в целом увеличился по сравнению с 2017 годом на 2,5 процентных пункта (с 32,3% в 2017 году до 34,8% в 2018 году), в валовой добавленной стоимости – на 0,4 процентных пункта (28,4 и 28,8%% соответственно).

По данным Министерства по налогам и сборам, в 2019 году число индивидуальных предпринимателей выросло на 6,5%, но при этом число организаций-субъектов МСП сократилось на 0,3%. Объем платежей в бюджет от субъектов данного сектора сократился на 0,4 процентных пункта (с 34,8% в 2018 году до 34,4% в 2019 году).

Следует отметить, что в течение последних двух лет наблюдался активный рост количества самозанятых граждан.

По данным МНС, на 1 января 2019 года на учете в налоговых органах республики состояло 38,3 тыс. физических лиц, сообщивших о планах осуществлять деятельность по заявительному принципу. За 2018 год их количество увеличилось на 15,3 тыс. человек, то есть более чем на 65%.

Согласно статистическим данным[1], в 2018 году количество осуществляющих деятельность субъектов агроэкотуризма составило 2054 единицы, что почти на 13 % больше, чем в 2017 году. Сумма, полученная в оплату предоставленных ими услуг, выросла по сравнению с 2017 г. на 16,2 % и составила 20,0 млн. рублей.

Наблюдается существенный рост и количества лиц, занимающихся ремесленной деятельностью: за 2018 он составил более 23 % и почти 18% за 2019 год. На 1 января 2020 года ремесленную деятельность осуществляло 42660 человек.

Таким образом, наиболее результативными оказались меры, предоставляющие гражданам возможность заниматься собственным делом без регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

В связи с этим важным представляется оценка изменений делового климата самими представителями бизнеса, а также анализ тех факторов, которые, по их мнению, создают риски и угрозы для дальнейшего развития.

Как показали результаты независимых исследований[2], бизнес пока не ощутил каких-либо существенных позитивных подвижек в деловой среде. Более 54 % опрошенных указали, что условия осуществления деятельности в 2019 году остались без изменений, 15 % отметили их некоторое улучшение, тогда как более 22 % - даже некоторое ухудшение.

На конкретный вопрос о роли Декрета № 7 более 37 % опрошенных ответили, что он никак не повлиял на бизнес-среду, 24,4 % считают, что в результате она несколько улучшилась, и только 3,2 % респондентов указали о его существенном влиянии на улучшение условий деятельности.

Что касается ключевых проблем развития бизнеса, то их круг в 2019 году, оставался практически тем же, что и в предыдущие годы.

Так, в числе ведущих проблем по-прежнему указываются:

- высокие ставки налогов (50 % респондентов, в 2018 г. – 54,8 %);

- обременительные административные процедуры (лицензии, сертификация, проверки и пр.) (46,8% опрошенных, в 2018 г. – 43,3 %);

- неравные условия деятельности по сравнению с государственными предприятиями (44,3 % респондентов, в 2018 г. – 36,9 %);

- изменчивое законодательство (в том числе налоговое) (43,5 % респондентов, в 2018 г. – 50,9 %);

- высокие процентные ставки (40,6 % респондентов, в 2018 г. – 45,2 %).

Очевидно, что без разрешения указанных «застаревших» проблем нет оснований ожидать кардинальных количественных и качественных изменений в частном секторе, а, следовательно, и выполнения программных параметров развития малого и среднего предпринимательства.



[1] http://www.belstat.gov.by/upload/iblock/4dd/4dddfa122ec4e81a51daa723c5a2efb6.pdf

[2] Опросы Исследовательского центра ИПМ «Конкурентоспособность регионов Беларуси, 2019 г.», «Развитие малых и средних предприятий Беларуси, 2018 г.».

мероприятияархив