Мненияархив

18 февраля 2020 г.

Что нужно предусмотреть в проекте Закона «О саморегулируемых организациях»

Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений

14 февраля 2020 г.

Саморегулирование нужно оценщикам, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг ЕАЭС

Светлана Юреня, председатель Ассоциации оценочных организаций

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 10.04.2018

Что означает для Беларуси создание производства аккумуляторов

Аккумуляторная отрасль сегодня в мире активно развивается - и в Европе, и в ЕврАзЭС строятся новые заводы.

Ежегодно в Европе производится около 90-95 млн стартерных аккумуляторных батарей, и этот рынок будет продолжать расти. Так, по оценкам Mckinzy и BCG автомобильный парк в мире к 2035 году составит около 2,0 млрд авто с 1,0 млрд. в 2011 году. Это означает, что рост рынка до 2035 года составит около 3,5-4% в год.

Период значительного подъема переживает и рынок промышленных аккумуляторных батарей. Это связано со следующими факторами:

- бурное развитие возобновляемой энергетики (производство солнечной и ветряной энергии циклично в зависимости от времени суток), которое требует создания крупных центров накопления и хранения энергии;

- массовый перевод напольного транспорта с дизельной на электротягу;

- развитие систем телекоммуникаций, сотовой связи, компьютерных систем, охранных сигнализаций, систем видеонаблюдения и пр.

Утилизация и рециклинг вышедших из строя изделий, содержащих свинец

Почти все предприятия-производители аккумуляторов расположены непосредственно в городах. Часть из них в городах-миллионниках. В Европе вообще не существует понятия санитарно-защитная зона, главное - обеспечение любым предприятием выбросов в пределах «предельно допустимых концентраций».

В странах ЕС около 80% свинцовых отходов образуется при выходе из строя свинцово-кислотных аккумуляторных батарей:

- ежегодно в Европе выходит из строя от 92 до 98 млн. стартерных аккумуляторов. Масса содержащегося в них свинца составляет около 1,0 млн. тонн;

- индустриальные и тяговые аккумуляторы, можно условно взять 50% от объема ломообразования стартерных. Масса их составляет около 500 000 тыс. тонн;

- кровельный свинец, кабельная оплетка и прочий свинецсодержащий лом в общем объеме ломообразования можно условно принять 5%, а массу оценить как 75 тыс. тонн.

Таким образом, приблизительно общий объем образующихся в Европе свинцовых отходов можно оценить в 1,5 млн. тонн в год. Но даже этого количества свинцового лома в Европе недостаточно – предприятия импортируют свинцесодержащее сырье из Африки, активно конкурируя с предприятиями из Южной Кореи и Индии.

Что касается рециклинга, то все отработанные аккумуляторные батареи перерабатываются на 99,5%. В Европе это осуществляется на металлургических предприятиях. В процессе металлургического восстановления свинца образуются зола с остаточным содержанием свинца от 1-3% (в Беларуси код 3121400). Данный вид отходов классифицируется как отход 3 или 4-го класса опасности и подлежит либо переработке, либо захоронению на полигонах. Во всех странах ЕС, где есть металлургическое производство, вопросы с полигонами давно решены. Эти отходы не являются чем-то из ряда вон выходящим, порядок обращения с ними давно определен и не является предметом внимания со стороны многочисленных «зеленых» партий и движений.

Нужны ли Беларуси аккумуляторы?

Беларусь - одна из не многих стран, которая не имеет собственных мощностей по производству аккумуляторов и полностью зависит от импорта. К примеру, в России функционирует 8 заводов по производству стартерных аккумуляторов и около 10 больших и малых предприятий по металлургическому восстановлению свинца. В Украине - 4 завода по производству стартерных аккумуляторов, 3 металлургических завода. В Казахстане - 2 аккумуляторных и 2 металлургических завода.

Какие же экономические, социальные, научные и военно-политические выгоды получит Беларусь от создания собственного аккумуляторного производства?

Это, прежде всего, создание более 500 новых рабочих мест, обеспечение собственными аккумуляторами отечественного машиностроительного комплекса: МАЗ, МТЗ, Белкоммунмаш, БелАЗ, Амкодор, Белджи, - а также экспорт на сумму более100 млн. долл. США в год.

В числе иных эффектов:

- вовлечение в цепочку поставщиков ОАО «Термопласт» (производитель пластиковых компонентов), Гомельского химзавода (производитель серной кислоты), более 5000 тыс. международных и внутренних транспортных фрахтов в год;

- создание центра научных разработок и технологических ноу-хау с возможностью экспорта технологий;

- появление в стране экспертизы для дальнейшего развития аккумуляторной отрасли на литий-ионных носителях для электрических автомобилей;

- создание научной лаборатории;

- открытие новой специальности в БРТУ по подготовке электрохимиков.

Очевидно, что все новые идеи и проекты, даже самые перспективнее, неизбежно вызывают в обществе споры. Это нормально и даже полезно, поскольку дают возможность оценить «со стороны» все выгоды и угрозы. Главное, чтобы спор был профессиональным, а не строился на чьей-то интуиции, которая нередко, по словам классика, «с успехом заменяет информацию».

Виктор Лемешевский, директор ООО «ПАК-Управление»

мероприятияархив