26 августа 2023 г.
Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решенияПредставители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения
21 февраля 2023 г.
Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развитияТатьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.
08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Новости по тегам
Отчет о деятельности в 2020 году, состоянии и перспективах развития предпринимательства
Совет по развитию предпринимательства направил Главе государства Отчет о деятельности в 2020 году, состоянии и перспективах развития предпринимательства (далее – Отчет).
Как отмечается в Отчете, ведущей составляющей работы Совета в течение прошлого года стало рассмотрение проектов нормативных правовых актов, направленных на поддержку и развитие предпринимательской деятельности в условиях спада экономической активности, выработка предложений по смягчению последствий эпидемии для субъектов малого и среднего бизнеса.
Всего за отчетный период был выполнен анализ и подготовлены заключения по проектам 84 указов и 7 декретов Президента Республики Беларусь, 39 законов Республики Беларусь, 141 постановления Совета Министров.
В числе важнейших документов: проекты Указов Президента Республики Беларусь: ”О совершенствовании земельных отношений“, ”О совершенствовании порядка осуществления закупок“, ”О мерах по защите прав работающих“, ”Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования“; проект Декрета Президента Республики Беларусь, предусматривающий внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 ”О развитии предпринимательства“; проекты Законов: ”О лицензировании“, ”Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь“, ”О рекламе“, ”О саморегулируемых организациях“; проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; проект постановления Министерства финансов Республики Беларусь ”О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов“.
В течение 2020 года Советом был также инициирован ряд предложений по внесению изменений в действующее законодательство, направленных наформирование прозрачных условий предпринимательской деятельности, снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, принятие мер по сохранению бизнеса в условиях снижения экономической активности и спроса на товары и услуги.
Представленные инициативы касаются:
- мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
- корректировки положений Налогового кодекса в целях обеспечения транспарентности налогового законодательства, однозначности применения его норм и упрощения налогового администрирования;
- формирования правовых и экономических основ для развития семейного предпринимательства как социальной категории малого бизнеса, пользующегося различными мерами государственной поддержки; выработки правовых условий функционирования для малых семейных предприятий;
- создания единого централизованного ресурса о доходах физических лиц, аккумулирующего поступающую из различных источников информацию и используемого различными органами государственного управления для формирования сводных данных в любом разрезе, без создания дополнительной нагрузки на субъекты хозяйствования;
- оптимизации порядка сертификации продукции (работ, услуг) собственного производства, в том числе совершенствования администрирования процесса проведения экспертизы и выдачи сертификата, сроков его действия, а также стоимости услуг на его получение.
В практике работы Совета – сотрудничество с партнерскими предпринимательскими союзами и ассоциациями, организация рабочих встреч, круглых столов и совещаний с участием заинтересованных по обсуждению актуальных проблем развития предпринимательства в конкретных секторах экономики и выработке превентивных мер по минимизации их возможных негативных влияний на развитие бизнеса. В течение 2020 года предметом публичных обсуждений стали такие проблемы как: внедрение новой информационной системы идентификации обувных товаров; проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; возможности и перспективы внедрения механизмов саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности;формирование и развитие кластеров в экономике Беларуси.
Взаимодействие с региональными советами по развитию предпринимательства, деловыми ассоциациями, а также рассмотрение обращений предпринимателей позволило выделить ряд ключевых проблем функционирования частного бизнеса, которые стали предметом обсуждения заседаний и рабочих встреч, формирования позиции Совета при подготовке экспертных заключений по проектам нормативных правовых актов, подготовки аналитических записок и предложений по конкретным аспектам предпринимательской деятельности.
В числе таких проблем в Отчете выделяются следующие:
- бюрократические проволочки при выдаче субъектам хозяйствования различного рода согласований, справок, разрешений на стадии разработки инвестиционных проектов и их реализации;
- чрезмерно жесткие экологические требования к промышленным объектам, чреватыеростом издержек, увеличением сроков реализации проектов, снижению конкурентоспособности и сокращению инноваций;
- отсутствие доступного долгосрочного кредитования;
- практика применения норм законодательства, касающихся порядка корректировки налоговых обязательств, в том числе в контексте борьбы с уклонением от уплаты налогов посредством трансфертного ценообразования, искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций.
- проблемы выкупасубъектами хозяйствования арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или собственности хозяйственных обществ с участием государства;
- чрезмерные требования технических нормативных правовых актов при реконструкции жилых помещений для целей предпринимательской деятельности.
- проблемы своевременного погашения налоговых и арендных платежей, выплаты заработной платы в условиях резкого сокращения спроса на товары и услуги.
В то же время, как следует из Отчета, несмотря на сложные экономические условия, вызванные пандемией, сектор малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) Республики Беларусь демонстрирует устойчивость.
По данным Министерства по налогам и сборам в 2020 году общее число субъектов МСП увеличилось на 2,0 процента.
По состоянию на 1 января 2021 г. в Республике Беларусь осуществляли деятельность 371,7 тыс. субъектов МСП: почти 91 тыс. микроорганизаций, более 11 тыс. малых и более 2 тыс. средних организаций, а также почти 270 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Увеличился также объем платежей в бюджет от субъектов данного сектора: по сравнению с прошлым годом прирост составил 4,4 процента и достиг 9635,4 млн. рублей (35,6 процента поступлений платежей в бюджет).
По итогам прошлого года наиболее высокая доля субъектов МСП в бюджетных поступлениях регионов сложилась в Минской области (45,8 процента), в городе Минске (41,1 процента) и в Могилевской области (39 процентов).
Более трети доходов бюджета обеспечил данный сектор в Брестской области (36,0 процентов), почти четверть – в Гомельской и Витебской областях (23,1 и 22,3 процента соответственно).
Предпринимателями Гродненской области сформировано 14,5 процентов бюджетных поступлений региона.
Это свидетельствует о том, что сектор МСП обладает высоким потенциалом к дальнейшему развитию, и задача Совета – содействовать формированию условий для его раскрытия в целях повышения адаптивности и конкурентоспособности отечественного бизнеса, увеличения его вклада в обеспечение экономического роста и эффективной занятостинаселения.
В этой связи в 2021 году усилия Совета будут сосредоточены на выработке и реализации мер по обеспечению быстрой динамики сектора МСП в условиях восстановления экономики, расширению сфер предпринимательской деятельности, выходу малого и среднего бизнеса за пределы традиционных для него ниш (торговля, бытовые услуги и т.д.) и повышению его роли в инновационном развитии страны.
Использование потенциала сектора малого наукоемкого предпринимательства для расширения продуктовых линеек крупных компаний посредствам развития аутсорсинга и субконтрактации, формирования инновационно-промышленных кластеров придаст новый импульс динамичному развитию не только сектора МСП,
но и экономики страны в целом, будет способствовать обновлению ее экспортного профиля, укреплению позиций отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.