Мненияархив

01 марта 2021 г.

Инициативы КГК массово вытолкнут предпринимателей в «теневую» экономику

Александр Швец, председатель РСПП и РОО «БНПА»

26 февраля 2021 г.

Почему упразднение единого налога для ИП является преждевременным

Жанна Рогова, директор Бизнес союза «Конструктивный диалог»  

Публикацииархив

01 декабря 2017 г.

Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: практическое пособие

В книге представлены материалы, отражающие сущность саморегулирования, историю его возникновения и развития; анализируются достоинства саморегулирования как альтернативы государственному вмешательству в экономику, излагаются условия, необходимые для создания и развития саморегулируемых организаций.

Новости по тегам

Распечатать 02.03.2021

Отчет о деятельности в 2020 году, состоянии и перспективах развития предпринимательства

Совет по развитию предпринимательства направил Главе государства Отчет о деятельности в 2020 году, состоянии и перспективах развития предпринимательства (далее – Отчет).

Как отмечается в Отчете, ведущей составляющей работы Совета в течение прошлого года стало рассмотрение проектов нормативных правовых актов, направленных на поддержку и развитие предпринимательской деятельности в условиях спада экономической активности, выработка предложений по смягчению последствий эпидемии для субъектов малого и среднего бизнеса.

Всего за отчетный период был выполнен анализ и подготовлены заключения по проектам 84 указов и 7 декретов Президента Республики Беларусь, 39 законов Республики Беларусь, 141 постановления Совета Министров.

В числе важнейших документов: проекты Указов Президента Республики Беларусь: ”О совершенствовании земельных отношений“, ”О совершенствовании порядка осуществления закупок“, ”О мерах по защите прав работающих“, ”Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования“; проект Декрета Президента Республики Беларусь, предусматривающий внесение изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 ”О развитии предпринимательства“; проекты Законов: ”О лицензировании“, ”Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь“, ”О рекламе“, ”О саморегулируемых организациях“; проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; проект постановления Министерства финансов Республики Беларусь ”О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов“.

В течение 2020 года Советом был также инициирован ряд предложений по внесению изменений в действующее законодательство, направленных наформирование прозрачных условий предпринимательской деятельности, снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, принятие мер по сохранению бизнеса в условиях снижения экономической активности и спроса на товары и услуги.

Представленные инициативы касаются:

- мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации;

- корректировки положений Налогового кодекса в целях обеспечения транспарентности налогового законодательства, однозначности применения его норм и упрощения налогового администрирования;

- формирования правовых и экономических основ для развития семейного предпринимательства как социальной категории малого бизнеса, пользующегося различными мерами государственной поддержки; выработки правовых условий функционирования для малых семейных предприятий;

- создания единого централизованного ресурса о доходах физических лиц, аккумулирующего поступающую из различных источников информацию и используемого различными органами государственного управления для формирования сводных данных в любом разрезе, без создания дополнительной нагрузки на субъекты хозяйствования;

- оптимизации порядка сертификации продукции (работ, услуг) собственного производства, в том числе совершенствования администрирования процесса проведения экспертизы и выдачи сертификата, сроков его действия, а также стоимости услуг на его получение.

В практике работы Совета – сотрудничество с партнерскими предпринимательскими союзами и ассоциациями, организация рабочих встреч, круглых столов и совещаний с участием заинтересованных по обсуждению актуальных проблем развития предпринимательства в конкретных секторах экономики и выработке превентивных мер по минимизации их возможных негативных влияний на развитие бизнеса. В течение 2020 года предметом публичных обсуждений стали такие проблемы как: внедрение новой информационной системы идентификации обувных товаров; проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; возможности и перспективы внедрения механизмов саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности;формирование и развитие кластеров в экономике Беларуси.

Взаимодействие с региональными советами по развитию предпринимательства, деловыми ассоциациями, а также рассмотрение обращений предпринимателей позволило выделить ряд ключевых проблем функционирования частного бизнеса,  которые стали предметом обсуждения заседаний и рабочих встреч, формирования позиции Совета при подготовке экспертных заключений по проектам нормативных правовых актов, подготовки аналитических записок и предложений по конкретным аспектам предпринимательской деятельности.

В числе таких проблем в Отчете выделяются следующие:

- бюрократические проволочки при выдаче субъектам хозяйствования различного рода согласований, справок, разрешений на стадии разработки инвестиционных проектов и их реализации;

- чрезмерно жесткие экологические требования к промышленным объектам, чреватыеростом издержек, увеличением сроков реализации проектов, снижению конкурентоспособности и сокращению инноваций;

- отсутствие доступного долгосрочного кредитования;

- практика применения норм законодательства, касающихся порядка корректировки налоговых обязательств, в том числе в контексте борьбы с уклонением от уплаты налогов посредством трансфертного ценообразования, искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций.

- проблемы выкупасубъектами хозяйствования арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или собственности хозяйственных обществ с участием государства;

- чрезмерные требования технических нормативных правовых актов при реконструкции жилых помещений для целей предпринимательской деятельности.

- проблемы своевременного погашения налоговых и арендных платежей, выплаты заработной платы в условиях резкого сокращения спроса на товары и услуги.

В то же время, как следует из Отчета, несмотря на сложные экономические условия, вызванные пандемией, сектор малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) Республики Беларусь демонстрирует устойчивость.

По данным Министерства по налогам и сборам в 2020 году общее число субъектов МСП увеличилось на 2,0 процента.

По состоянию на 1 января 2021 г. в Республике Беларусь осуществляли деятельность 371,7 тыс. субъектов МСП: почти 91 тыс. микроорганизаций, более 11 тыс. малых и более 2 тыс. средних организаций, а также почти 270 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Увеличился также объем платежей в бюджет от субъектов данного сектора: по сравнению с прошлым годом прирост составил 4,4 процента и достиг 9635,4 млн. рублей (35,6 процента поступлений платежей в бюджет). 

По итогам прошлого года наиболее высокая доля субъектов МСП в бюджетных поступлениях регионов сложилась в Минской области (45,8 процента), в городе Минске (41,1 процента) и в Могилевской области (39 процентов).

Более трети доходов бюджета обеспечил данный сектор в Брестской области (36,0 процентов), почти четверть – в Гомельской и Витебской областях (23,1 и 22,3 процента соответственно).

Предпринимателями Гродненской области сформировано 14,5 процентов бюджетных поступлений региона.

Это свидетельствует о том, что сектор МСП обладает высоким потенциалом к дальнейшему развитию, и задача Совета – содействовать формированию условий для его раскрытия в целях повышения адаптивности и конкурентоспособности отечественного бизнеса, увеличения его вклада в обеспечение экономического роста и эффективной занятостинаселения.

В этой связи в 2021 году усилия Совета будут сосредоточены на выработке и реализации мер по обеспечению быстрой динамики сектора МСП в условиях восстановления экономики, расширению сфер предпринимательской деятельности, выходу малого и среднего бизнеса за пределы традиционных для него ниш (торговля, бытовые услуги и т.д.) и повышению его роли в инновационном развитии страны.

Использование потенциала сектора малого наукоемкого предпринимательства для расширения продуктовых линеек крупных компаний посредствам развития аутсорсинга и субконтрактации, формирования инновационно-промышленных кластеров придаст новый импульс динамичному развитию не только сектора МСП,
но и экономики страны в целом, будет способствовать обновлению ее экспортного профиля, укреплению позиций отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

мероприятияархив