Мненияархив

26 августа 2023 г.

Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решения

Представители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения

21 февраля 2023 г.

Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развития

Татьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.

Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Новости по тегам

Распечатать 05.02.2019

Посредничество при передаче электронной информации таможенным органам: есть ли альтернатива?

Практически во всех странах Евразийского экономического союза (и Европейского Союза) передача электронных документов и электронной информации в информационную систему таможенных органов осуществляется из собственных программных продуктов без посредников и какой-либо навязанной оплаты их  услуг. Разумное исключение составляют таможенные представители и экспедиторы, которые могут передать электронную информацию своих клиентов, оказывая им соответствующую помощь по таможенному оформлению или экспедированию.

В то же время в Республике Беларусь передача электронной информации осуществляется через коммерческого посредника между таможенными органами и всеми остальными участниками рынка.

Первоначально (ориентировочно с 2010 года) такая передача осуществлялась исключительно через информационную систему Республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис», к которому были вынуждены обращаться все, включая его же конкурентов - экспедиторов и таможенных представителей. С 2017 года функция передачи документов перешла к Республиканскому унитарному предприятию «Национальный центр электронных услуг (далее — РУП НЦЭУ). На данный момент реализована передача электронной предварительной информации и документов статистического учета, за что РУП НЦЭУ взимает плату, ранее взимаемую РУП «Белтаможсервис». Плата, по нашему мнению, совершенно не соответствует рыночному уровню рентабельности и принципу разумности, и, по сути монопольно завышена.

К примеру, стоимость разработки собственной программы для передачи данных составляет около 60 000 евро, а РУП НЦЭУ за транзакцию требует 6 рублей за каждый документ. С учетом среднего количества машин в месяц 75000 — 85000 шт., только за электронное предварительное информирование платится 450 000 рублей в месяц, плюс гарантии, где сумма не меньше.

Ранее в нашей стране успешно функционировал бесплатный Интернет-портал, через который осуществлялась передача электронных данных на бесплатной основе. Однако через определенное время его работа была приостановлена без объяснения причин и сроков на восстановление.

Как указывалось ранее, Республика Беларусь отличается такой ситуацией от соседей невыгодным образом. В частности, в Российской Федерации имеется возможность передавать электронные данные бесплатно, воспользовавшись соответствующим Интернет-порталом, либо с использованием собственных программных средств. Причем структурой, ответственной за организацию электронного взаимодействия, является не какая-то посредническая структура, а подразделение Федеральной таможенной службы - Центральное информационно­техническое таможенное управление (ЦИТТУ ФТС России).

В Республике Беларусь, в свою очередь, выполнение этой государственной задачи отводилось коммерческим субъектам хозяйствования - РУП «Белтаможсервис» и РУП «Национальный центр электронных услуг», которому подобная деятельность не свойственна. Не свойственна - потому, что передача электронной информации - это не услуга субъекту хозяйствования, а его обязанность, которую он должен исполнять в соответствии законодательством. Поэтому происходит, по сути, взимание платы с предприятия за исполнение им обязательств перед государством, что является абсурдным, как было бы абсурдным взимание платы за предоставление электронной налоговой декларации в МНС.

Отсюда возникает логичный вопрос, почему сам Государственный таможенный комитет, по примеру Федеральной таможенной службы России, не может организовать подачу документов напрямую, создав свой собственный фильтр безопасности, а ставит себя в зависимость от сторонних коммерческих организаций, да ещё с дополнительными издержками в пользу предприятий-посредников, увеличивающих себестоимость услуг, игнорируя требования Президента Республики Беларусь о минимизации посреднических услуг?

Александр Швец, председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей

мероприятияархив