26 августа 2023 г.
Рынок юридических услуг РБ: проблемы и пути их решенияПредставители деловых ассоциаций о проблемах рынка юридических услуг и путях их решения
21 февраля 2023 г.
Институт налоговых консультантов в Республике Беларусь: практика функционирования и перспективы развитияТатьяна Быкова, директор Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, к.э.н.
08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Новости по тегам
Холдинговое и кластерное развитие обсудили члены Совета в Витебске
Заседание Совета по развитию предпринимательства состоялось в Витебске 16 июля 2015 года. Члены совета, представители Министерства экономики, Витебского облисполкома и СМИ посетили производство холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», а также ЧПТУП «Витстройтехмаш» и УП «Полимерконструкция».
— Мы сегодня посетили три предприятия — каждое демонстрирует пример успешной работы. «Витстройтехмаш» и «Полимерконструкция» в этот сложный период от 50% до 90% своей продукции поставляют на экспорт. Они доказали, что могут развиваться, что даже в таких отраслях, как машиностроение, если привлекать современные технологии, системы управления производством, можно делать конкурентоспособную по цене и по качеству продукцию, — отметил Петр Прокопович, председатель Совета по развитию предпринимательства.
Создание кожевенно-обувного холдинга обеспечит новые рабочие места и развитие экономики региона, считает Петр Петрович. С одной стороны, в холдинг войдут более мелкие предприятия, обеспечивающие производство обуви сырьем и комплектующими. С другой стороны, крупные производственные компании продолжат развиваться по профильному направлению.
Николай Мартынов, генеральный директор ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», рассказал о деятельности своего холдинга: сейчас в него входят шесть предприятий общей численностью работающих 5 тыс. человек, выручка от реализации продукции составляет $200 млн в год, рентабельность деятельности — 18%, рентабельность продаж — 14%. В 2014 году холдинг получил $20 млн прибыли.
— Одно из важных преимуществ холдинга — возможность перераспределения денежных потоков, если одному из сегментов требуется временная помощь для развития, — подчеркнул Николай Мартынов.
На заседании также обсуждали кластерные подходы к развитию экономики регионов. Дмитрий Крупский, начальник управления науки и инновационной политики Министерства экономики Республики Беларусь, отметил, что для Беларуси кластеризация приобретает особую актуальность ввиду необходимости повышения эффективности хозяйствования и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства как наиболее адаптивных и восприимчивых к внедрению технологических и маркетинговых инноваций.
— Формирование кластеров в Беларуси позволит обеспечить самоидентификацию бизнеса как отдельного класса общества. Потому что на сегодняшний момент осознание бизнесом собственных интересов, способностей продвижения до конца не произошло. Потому-то в бизнес-ассоциациях хорошо, если присутствует 5% всех субъектов хозяйствования частной формы собственности. Только за счет идентификации своих интересов можно найти свое место под солнцем. Через кластерную модель развития можно ускорить этот процесс осознания, — заявил представитель Министерства экономики.
Для создания кластеров в стране необходимо соблюдение основных принципов их работы: добровольность участия, самоорганизация в определении направлений деятельности и доверие между руководителями бизнеса, рациональное соотношение кооперации и конкуренции, территориальная локализация с достаточной концентрацией небольших предприятий на ней.
К преимуществам кластеров относятся: экономия ресурсов (например, за счет проведения вскладчину интересных всем участникам маркетинговых исследований), координация деятельности на рынке, упрощенный и быстрый доступ к коммерческой информации и деловому опыту друг друга, формулирование и продвижение коллективных интересов участников кластера в органах госуправления, бизнес-сообществе. Среди недостатков - сложность обеспечения координации деятельности и согласования интересов участников; продвинутые компании рискуют в рамках кластера вырастить себе конкурентов; может развиться зависимость более слабых участников от экономически продвинутых. Правда, считает эксперт, на практике преимущества перевешивают недостатки, что позволило кластерам, как форме интеграции бизнеса, победно шествовать по всему миру. По словам Дмитрия Крупского, в настоящее время кластеризация проводится примерно в 50% экономик ведущих стран мира. Например, в Европейском союзе насчитывается более 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы.
Олег Мацкевич, заместитель Председателя Витебского облисполкома, поделился своим мнением о проблемах развития частного бизнеса в экономике Витебской области. Он отметил, что самые главные из них — это вовлечение в оборот госимущества, земельных участков, а также оформление разрешительной документации для ведения бизнеса.
— В правительстве говорят, что мы создали условия для развития бизнеса, а власть на местах не работает. Но этих условий нет — ни по имуществу, ни по земельным участкам, ни по разрешительной документации. Например, спрашивают, почему по Витебской области из тех объектов, которые отданы за базовую величину, используется 50%? Так радоваться нужно, что используется половина! Потому что они бы стояли и разрушались дальше, и государство не имело бы ни рабочих мест, ни подоходного налога, ни бюджета и т.д.
Кроме того, члены Совета по развитию предпринимательства обсудили предложения в Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы. Виктор Маргелов, председатель союза юридических лиц Республиканской конфедерации предпринимательства, а также Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации отметили несовершенство документа — в данном проекте программы не хватает конкретных целей и механизмов их достижения.
— Программа получена для согласования только три дня назад. Но уже сейчас можно сказать, что она требует доработки. Давайте соберем мнения членов Совета, проведем еще несколько обсуждений, чтобы внести свои предложения в Совет министров, Министерство экономики Беларуси, — отметил в завершении заседания Совета Петр Прокопович.