Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Экскурсия для пользы дела

Распечатать 29.07.2015

Слава Богу, босиком не ходим. Но проблема нынче в другом — кто нас обувает. Импорт решительно атакует. Основное наступление, конечно, идет из стран Юго-Восточной Азии, которая производит уже и дешевые «лапти», и модные «шпильки» чуть ли не для всего мира. В Европе предприятия легкой промышленности еще лет двадцать назад сложили лапки. Разве что премиум-сегмент за собой оставили. Белорусские производители продолжают сопротивляться экспансии. Правда, пока не совсем успешно. Изучить ситуацию изнутри посчастливилось во время экскурсии на производство холдинга «Марко».

Генеральный директор ООО «Управляющая компания холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко» Николай Мартынов в своих комментариях противоречиво соединил оптимизм и пессимизм. Ситуация на отечественном обувном рынке складывается не совсем удачно. Спрос застыл на уровне 19—20 млн пар в годовом исчислении. И потребительского обувного бума не предвидится: дай бог, чтобы удержался на этой планке в ближайшие 5—7 лет. С экспортом дела обстоят тоже неважно. «Весна оказалась провальной», — признал Николай Мартынов. Сказались «пляски» курса российского рубля. Переходить на твердую валюту в расчетах восточные соседи наотрез отказываются. Пришлось нашим обувщикам упорно торговаться, какой курс «американца» закладывать при поставках. «Марко» с трудом, но удалось сговориться на 45 рублях за доллар. Конечно, такая цена лучше предыдущей. Но будут ли зарубежные поставки давать достойную прибыль? Руководитель холдинга настроен оптимистично. Планирует увеличить в следующем году производство с нынешних 4 млн до 5. Ведет переговоры по приобретению «Белкельме». Да, нынче рост замедлился, склады, мягко говоря, не пустуют. Но, судя по всему, нашим обувщикам пока грех жаловаться. Рентабельность производства у «Марко» — 18%, продаж — 14%. «Где-то в два раза выше, чем в среднем по экономике», — подчеркнул Николай Мартынов, видимо, намекая на высокую эффективность своего предприятия. И признался: в былые, более удачные прошлые годы этот показатель был 28%! А заполненные склады — это стратегический запас. Мол, обувь — товар сезонный. Активные отгрузки укладываются в 2—3 недели. Надо быть во всеоружии. Поэтому и склады, мол, заполняют. Стратегия такая. Правда, заместитель председателя Витебского облисполкома Олег Мацкевич слушал предпринимателя довольно скептически. Видимо, у него несколько другая оценка проблемы. Но чиновник промолчал, похоже, не желая вдаваться в дискуссию.

Есть предчувствие, что в проблемах сбыта повинны не только застывшие на месте доходы населения. Отечественную обувь сложно назвать уж совсем дешевой. Средняя цена пары — 33 доллара. Босоножки — 30—35 долларов, женские сапоги — 70—80 «американцев». И это прайс фабрики. Правда, речь идет о кожаной обуви. Почему же белорусская компания непатриотично озвучивает стоимость своих изделий в чужой валюте? Привязаны к ней наши обувщики надежной цепью. Импортоемкость-то составляет 60%, а валютоемкость и того более. Оборудование-то зарубежное. Отечественное есть, но фрагментарно. К тому же, по словам Николая Мартынова, оно не совсем устраивает по стоимости и функционалу. Как уменьшить зависимость белорусской обуви от валютной составляющей? «А никак», — отрезал руководитель «Марко». И прошелся с краткой характеристикой отечественных смежников. Фурнитурные мощности есть, но новые образцы осваивают долго, да и по стоимости китайским поставщикам проигрывают. Кожевенные заводы научились делать сырье, но только для экономкласса. Да и загружены эти предприятия в лучшем случае наполовину: не хватает шкур. А в принципе, по мнению Николая Мартынова, корень успешной работы лежит в узкой специализации. Тогда и цена получается приемлемой. Правда, сам холдинг старается быть суперуниверсальным. Выпускает модели всех ценовых категорий — от «дешевле не придумаешь» до элитных моделей. Причем и женскую, и мужскую, и детскую обувь.

Самое примечательное, что экскурсия по холдингу «Марко» проходила в рамках выездного заседания Совета по развитию предпринимательства. И холдинг планировали рассмотреть как перспективное ядро кожевенно-обувного кластера — одной из форм интеграции, когда целый ряд предприятий завязан в единой цепочке для выпуска конечного продукта. Но именно на примере «Марко» такой цепочки пока и не просматривается. Нет, наши обувные мастера ни в коей мере не являются противниками отечественных комплектующих и сырья. Готовы брать. Но когда будет конкурентное предложение: цена, сопоставимая с китайской. А качество желательно повыше.

МНЕНИЕ

Вместе выгодно шагать

Потребительский рынок нынче переживает не самые веселые времена. Спрос падает, особенно на товары премиум-класса и не относящиеся к категории самой первой необходимости. Ситуацию на обувном рынке обрисовала директор одного из крупнейших профильных операторов компании «Мегатоп» Ольга Листопад.

По ее словам, сегмент дорогой обуви еле дышит — продажи упали до исторических минимумов. Значительно «просел» спрос и на обувь средней стоимости: она создает у продавцов значительные остатки, реализовать которые получается только с кардинальным дисконтом. Вообще покупателя нынче заманить в магазин тяжело. Фактически люди хорошо идут только на акции, когда скидки от стандартной цены достигают 40—50%.

Практически, более-менее стабильной популярностью пользуются только дешевые модели. По данным Ольги Листопад, есть шанс быстро продаться у туфель и полуботинок не дороже 600—700 тыс. для кожаных изделий и 250—400 тыс. — из искусственных заменителей. Граждане стали в одежде более экономными — это факт.

— Продавцам приходится реагировать на такие изменения потребительского поведения, — объясняет Ольга Листопад. — Постоянно стараемся снизить розничные цены до минимума: ведем переговоры с поставщиками, которые нередко идут навстречу и понимают ситуацию, всеми силами минимизируем собственные издержки. Фактически операторы обувного рынка сегодня работают с нулевой рентабельностью.

Что касается насыщения рынка отечественной обувью, то Ольга Листопад признает: готовность работать с белорусским производителем есть. Наши предприятия выпускают неплохую обувь. Но родным фабрикам необходимо оперативно реагировать на изменения сегодняшних реалий на обувном рынке, чтобы попасть в него. Например, это удалось сделать «Лучу» — их тапочки буквально нарасхват, «улетают» с прилавков. А вот кожаной обуви необходимо намного меньше. Да и в целом подходы покупателей меняются. Если раньше одним из приоритетов считались носкость и долговечность туфель, то сегодня приоритет — цена и оригинальность модели, которая должна быть в тренде. А дальше стиль сделает очередной виток и надо уже покупать другие модели. Что же поделать: нынче мир по многим потребительским товарам ориентируется на одноразовость и дешевизну. И такой тренд рынка нельзя игнорировать.

По мнению Ольги Листопад, отечественным производителям для увеличения своей доли на рынке необходимо выстраивать более глубокие партнерские отношения с крупными торговыми операторами, которые не просто являются владельцами магазинов и торговых прилавков, а владеют подробной маркетинговой информацией. Эксперт убеждена: производители должны начинать работать с ретейлом на уровне разработки коллекции, прислушиваться к их советам. Кстати, так поступают крупные мировые компании: и европейские, и азиатские. И такой симбиоз производственных и торговых знаний приносит результат. Однако, по словам Ольги Листопад, кооперация в обувной промышленности еще оставляет желать лучшего. Но падающий спрос и обостряющаяся конкуренция заставят рынок пересмотреть свои позиции и выстраивать более глубокие партнерские отношения. По крайней мере, такой подход — реальный и безболезненный путь к увеличению доли белорусских товаров на полках.

Владимир ВОЛЧКОВ, "Рэспубліка"