Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Бизнес на болоте: в программах, мечтах и реальности

Распечатать 30.09.2014

В Беларуси ищут пути реабилитации Припятского Полесья, причем не только за счет государства. Участию частного бизнеса в комплексном использовании природных ресурсов региона было посвящено очередное заседание Совета по развитию предпринимательства, прошедшее 26 сентября в Турове.

Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010–2015 годы, утв. Указом Президента от 29.03.2010 № 161, включает около 300 мероприятий на сумму 1,4 трлн. Br в 4 районах Гомельской области и 3 — Брестской. С момента принятия программа дважды корректировалась, число проектов сократилось, объемы их финансирования из республиканского бюджета уменьшились на треть. Основными источниками вложений стали местные бюджеты (рост более чем в 10 раз), собственные средства предприятий и кредиты (рост в 2,5 и 1,5 раза). Первые результаты уже видны — по ряду показателей, включая выручку на 1 рубль вложений, экспорт услуг, чистую прибыль, зарплату, розничный товарооборот на душу населения, регион демонстрирует более высокие темпы, чем другие территории. Построен ряд новых, отремонтированы и модернизированы старые промышленные и сельскохозяйственные предприятия и объекты социальной сферы, появились гостиницы и объекты агротуризма, приобреталась сельхозтехника, крупный рогатый скот. Благодаря мерам по повышению эффективности использования мелиорированных земель возросла посевная площадь и валовой сбор зерновых.

За время действия программы общий объем инвестиций в основной капитал Припятского Полесья составил более 15 трлн. Br, увеличившись в сопоставимых ценах по сравнению с 2010 г. на 22%, в т.ч. в Мозырском районе — на 40%, Наровлянском — на 85%. При этом получено 850 млн. USD инвестиций из-за рубежа, в т.ч. около 300 млн. — прямых, а на чистой основе — 230 млн. USD. В числе крупных проектов, реализуемых вне госпрограммы, — строительство Петриковского ГОКа (инвестдоговор с Беларуськалием подписан в 2012 г. и предусматривает вложения 1,5 млрд. USD за 10 лет). Реализация этого проекта окажет существенное влияние на социально-экономическое состояние региона, послужит стимулом развитию частной инициативы и малого предпринимательства.

Ряд объектов заинтересовал зарубежных инвесторов — благодаря выгодному расположению производственных площадей и наличию готовой инженерной инфраструктуры. Так, украинская группа компаний «Креатив» начала проект по переработке сои и кукурузы на Мозырском спирто-водочном заводе. Предполагаемый объем инвестиций — около 240 млн. USD.

Китайская корпорация AVIC INTEL проявила интерес к разработке месторождения бурых углей и строительству завода по их глубокой переработке. В мае подписан протокол о намерениях, ожидаемый объем инвестиций — 500 млн. USD. Сейчас ведется изучение месторождений и подготовка бизнес-плана проекта.

Интересно, что, несмотря на распространенное мнение о том, что частные инвесторы предпочитают гринфилды, не рискуя связываться с приватизацией, в Припятском Полесье встречаются самые разные проекты. Например, ООО «Лотос» занялось разработкой месторождения силикатных песков и производством изделий из ячеистого бетона на площадке, приобретенной в ходе ликвидационного производства, вложив за 6 лет 36 млрд. Br в восстановление 75% прежних производственных мощностей и в создание 270 рабочих мест.

Выступая на пленарном заседании Совета, представители областных и районных исполкомов отмечали рост числа новых частных предприятий, увеличение их доли в объеме производства и валовом региональном продукте, а также в налоговых поступлениях в республиканский и местный бюджеты. В значительной степени этому способствовали льготы, установленные Декретом от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» и Декретом от 7.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Так, в полесских районах Брестской области за 2013 г. и 8 месяцев т.г. на развитие предпринимательства направлено более 48 млрд. Br. Налоговыми льготами на сумму 2,4 млрд. Br воспользовались 12 организаций частной собственности, в рамках Декрета № 6 коммерческими организациями региона ввезено в качестве вклада в уставные фонды оборудование на 5 млрд. Br. Субъектами малого предпринимательства заключены 6 инвестиционных договоров, из них 4 на общую сумму 94 млрд. Br.

Из-за местных особенностей доля малого бизнеса в показателях отдельных районов существенно различается. Например, в Пинском районе доля малого бизнеса в объеме промпроизводства достигла 22%, а в Лунинецком и Столинском — лишь около 5%. При этом в целом по 3 районам объем промышленного производства малого бизнеса за 4 года вырос почти в 10 раз, с 38 млрд. Br в 2010 г. до 370 млрд. в 2013-м. В секторе малого бизнеса этих районов занято 9 тыс. чел., из них 15% — в промышленном комплексе. За 4,5 года реализации программы здесь зарегистрировано более 500 новых организаций, из них 64 — промышленные.

Сдерживающим фактором для развития частного бизнеса остается слабая имущественная база. У предпринимателей не хватает собственных средств для создания ее с нуля, кредитные ресурсы дороги и требуют серьезного обеспечения. Зарубежный капитал тщательно выбирает наименее рисковые проекты с гарантированной доходностью. Остается надеяться на вовлечение в оборот неиспользуемого госимущества. В этом году в Брестской области предлагались к использованию 54 объекта, из них уже 12 вовлечены в хозяйственный оборот, в т.ч. 8 проданы, остальные переданы в долгосрочную аренду. Районные исполкомы сформировали 30 земельных участков общей площадью 31 га для предоставления инвесторам. Определены первоначальные направления их использования.

Но этого явно недостаточно. Посетив ряд предприятий и фермерских хозяйств, участники Совета и журналисты могли лично убедиться, что потенциал частного сектора весьма значителен, но полностью раскрыться сможет лишь в случае устранения барьеров на пути доступа к собственности и прежде всего — к земле. К примеру, Столинский район традиционно специализируется на производстве овощей. При этом из ежегодно производимых 150 тыс. т около 115 тыс. т выращивается фермерами и в личных подсобных хозяйствах. Если бы для развития фермерских хозяйств в этом и других районах были созданы более благоприятные условия, объемы могли бы вырасти еще больше. При посещении крестьянского хозяйства Михаила Шруба председатель Совета — заместитель премьер-министра Беларуси Петр Прокопович подсчитал, что если бы все сельхозорганизации имели такую годовую выручку на одного работника (40–50 тыс. USD), то республика получила бы не менее 25 млрд. евро выручки от реализации сельхозпродукции — в разы больше, чем теперь. Остается использовать опыт таких талантливых руководителей, поддерживать их инициативу и создавать максимально комфортные условия, а также искать тех, кто тоже сможет так работать. Главное — результат и эффективность работы, поэтому нужно больше талантливых предпринимателей. «Если мы видим, что на практике руководитель негосударственного предприятия показал хороший пример, — заявил П.Прокопович, — нужно давать ему возможности для развития».

Заметим, что пока такие возможности не предоставлены (хотя Директива № 4 это прямо предусматривала), выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника в сельском хозяйстве по итогам 7 месяцев т.г. составила всего 14,2 тыс. USD, а рентабельность продаж по конечному финансовому результату без учета господдержки — всего 0,9%.

С другой стороны, местные власти озабочены проблемами, решение которых находится вне их компетенции. Так, председатель Наровлянского райисполкома Валерий Шляга подверг критике несогласованность проектов модернизации однотипных производств в стране. Скажем, на «Красном мозырянине» в Наровле и «Красном пищевике» в Бобруйске поставили одинаковые производственные линии. Пока шла модернизация завода «Гидроаппаратура», аналогичное производство появилось в Хойникском районе. В результате загрузка на обоих заводах не превышает 25–30%. Рынок рынком, но конкуренция должна быть разумной, а не искусственно создаваемой.

Проблемными некоторые проекты становятся и по другим причинам. Например, в Столинском районе компания с иностранным капиталом «Солнечная река» планировала поставить гелиоэлектростанцию мощностью 1 мВт. Однако коэффициент тарифа на солнечную энергию был снижен с 3 до 2,7 и нет гарантий, что он не уменьшится в дальнейшем. Неизвестно, какие поправки будут внесены в законодательство, регулирующее вопросы квотирования строительства подобных станций, и будут ли новые квоты распространяться на уже построенные и возводимые объекты. Такая неопределенность заставила инвестора отказаться от своих планов. Проблемным стал и проект ООО «ДавидПласт» по производству изделий из пластмасс и полимеров на базе ОАО «Давид-Городокский электромеханический завод», не получивший поддержки в Минпроме. В министерстве не хотят разрешить сдачу инвестору в аренду части неиспользуемых площадей (1,5 тыс. м2), боясь оттока кадров.

Но посещение успешных предприятий более располагает не к анализу проблем, а к указаниям на перспективу. П.Прокопович призвал участников заседания догонять по уровню развития передовые страны, доводить долю малого бизнеса в стране не менее чем до 50%. Идея эта выдвигалась уже не раз, причем власти упорно не желают замечать условность этого критерия в Беларуси. Ведь у нас к субъектам малого предпринимательства относят предприятия исключительно исходя из критерия численности работников, тогда как в большинстве упомянутых развитых стран — еще и по объему выручки и стоимости активов. А потому у нас значительную часть доли малого бизнеса формируют монопольные операторы главных экспортных товаров.

По мнению вице-премьера, местные власти вполне в состоянии создавать условия предпринимателям, помогать им, в т.ч. беря на себя часть расходов. Главное — не распылять деньги, а расходовать их на приоритетные направления. К таковым глава Совета отнес производство овощей, картофеля, молока, лес, плоды и ягоды, лекарственные растения. В качестве примера он привел Финляндию и Польшу, добившихся в этих сферах впечатляющих экспортных успехов. «У вас сегодня все полномочия, никто не запрещает материальное и моральное стимулирование, — отметил П.Прокопович. — Кто мешает привлекать управленцев на предприятия из Германии или еще откуда-то? Это сейчас модно среди европейских пенсионеров — пусть идут к нам на работу». Вице-премьер подчеркнул, что создание успешных предприятий дает новые рабочие места, но признал, что пока в 7 районах Припятского Полесья, к сожалению, численность населения не увеличивается, а наоборот, немного снижается. «Это говорит о том, что власть и бизнес вместе не сумели создать нужных и комфортных условий для привлечения новых кадров и сохранения имеющихся», — считает П.Прокопович.

Частный бизнес с удовольствием следовал бы этим советам, наращивал производство и экспорт, эффективно использовал бы все имеющиеся ресурсы, и прежде всего — землю. Особенно если власти, наконец, решатся допустить ее приватизацию с минимальными ограничениями. И когда чиновники считают, как пополнится бюджет, если частники будут работать лучше, предприниматели, в свою очередь, пытаются обратить внимание властей на тяготы своего фискального бремени — в том числе налогов на землю и на недвижимость. Если эти вопросы удастся решить, то, возможно, мы справились бы с финансовыми и демографическими проблемами даже без желающих быть в модном тренде западных пенсионеров.

Оксана КУЗНЕЦОВА, "Экономическая газета"