08 сентября 2022 г.
Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития БеларусиВ книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.
Белорусские законы против бизнеса: могут ли они жить вместе?
Власти хотят жестче наказывать предпринимателей за нарушение налогового законодательства. Однако в Беларуси и так практически весь бизнес можно зачислить в преступники. К чему приведут новые карательные нормы?
Правительство готовит поправки в закон, которые ужесточат правовые условия ведения бизнеса. В частности, планируется увеличить штрафы и ввести дополнительные наказания за различные нарушения в области уплаты налогов. Кроме того, власти намерены усилить ответственность компаний, сотрудничающих со лжепредпринимательскими структурами.
Бизнес-союзам и консультативным органам при правительстве разосланы проекты соответствующих нормативных актов. Совет по развитию предпринимательства на круглом столе обсудил данные документы, а также высказался по поводу правового климата, в котором приходится работать белорусскому бизнесу.
Участники круглого стола отметили, что еще недавно, после принятия директивы президента №4, можно было говорить о либерализации условий работы бизнеса в нашей стране. Но теперь эксперты вынуждены признать, что либерализация уже закончилась.
«Вы же видите: санкции увеличились в 4-5 раз. Какая либерализация? Было 20 процентов [штрафа], станет 50. Было 3 базовых, станет 10 базовых», - прокомментировали участники круглого стола.
Воспитать или покарать?
Валерий Фадеев, заслуженный юрист РБ и бывший зампред Конституционного суда, в свою очередь напомнил, что в Беларуси провозглашается профилактическая направленность административного права – то есть взыскание должно быть необходимым и достаточным для воспитания правонарушителя. Оно не имеет цели причинение вреда деловой репутации юридического лица.
Однако же, проанализировав нормы административного кодекса Беларуси, юрист пришел к выводу, что на деле они «стимулируют правонарушителя не к тому, чтобы в дальнейшем не нарушать, а к тому, чтобы он закрыл свою деятельность».
Превалирующим видом взыскания по административным статьям являются штрафы. В каждой статье КоАП, касающейся бизнеса, предусмотрена ответственность в виде штрафа. Лишь в некоторых из них имеется альтернатива – предупреждение либо штраф. Но даже в таких случаях на практике как правило применяется штраф.
В 2014 году было применено 229 взысканий по административным правонарушениям – 80% из них составляли штрафы.
Корень проблемы – не только не только в самой системе санкций, но и в практике правоприменения.
«Если судья рассматривает дело и имеет возможность вам 20 базовых величин штрафа дать или 50 – что он выберет? Естественно, 50. Иначе судью начнут подозревать», - сказал Валерий Фадеев.
О случаях «помилования», то есть отмены штрафных санкций в отношении «частника» никто из присутствующих на круглом столе вообще не слышал.
Все вокруг преступники
Ужесточение санкций по отдельным статьям только усугубит ситуацию, уверены участники заседания. А борьбу с нарушителями они предлагают начать с другого конца.
«Налоговики говорят: из всех проверенных субъектов 96% допустили нарушения. Когда с ними разговариваешь, волосы дыбом становятся – все вокруг преступники, - сказала Татьяна Быкова, советник Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства. – Но это же следствие, это не причина. Вы подумайте, какие вы применяете к ним требования. Может, у вас условия невыполнимы?»
Участники круглого стола решили разработать предложения, которые помогут улучшить правоприменительную практику и направить аналитическую записку правительству.
Информация по делу
Правительство подготовило проект закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь". Данный документ предполагает поправки в Административный кодекс.
Так, за ошибки в бухгалтерских документах или их утерю предполагается ввести уголовную ответственность вместо административной – бухгалтеров смогут садить на три года.
Предполагается также значительно увеличить различного рода штрафы: за неуплату налогов, за неуплату пошлин и таможенных платежей, а также за невыполнение удержания или перечисления суммы налога. Увеличиваются штрафы налоговому агенту за нарушения в учете о доходах. Штрафные санкции вырастут в случае повторных нарушений в области уплаты налогов.
Сужается перечень обстоятельств, позволяющих не нести административную ответственность. Так, например, если предприниматель вовремя не доплатил менее 1% от общей суммы налогов, а сделал это в течение трех дней после составления акта, -- теперь от административного взыскания его не освободят.
Проект документа также вводит наказание за «покушение» на ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации.
Государство готовит бизнесу еще один документ – указ «О мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов». Документ ужесточит ответственность компаний за контакты со лжепредпринимательскими структурами. Министерство по налогам и сборам с 2013 года ведет реестр компаний и ИП «с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере». Санкций к таким компаниям не применяется – просто ставится клеймо на их репутации. Когда новый указ вступит в силу, будут страдать организации, осуществляющие сделки с субъектами из реестра. Такие сделки будут облагаться налогом по предписанию органа финансовых расследований Госконтроля.