Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

В чем сила, бизнес?

Распечатать 17.11.2017

В последнее время при поддержке Совета по развитию предпринимательства прошел сразу ряд дискуссий, целью которых являлось повышение качества диалога между бизнес-союзами, ассоциациями и в целом предпринимательскими объединениями и органами власти. В одной из них, состоявшейся 31 октября, приняли участие немецкие эксперты, что позволило познакомиться с правовыми условиями и практикой работы предпринимательских объединений в Германии и, значит, по-новому взглянуть на процессы, происходящие в нашей стране. В разговоре приняли участие депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, руководители ведущих предпринимательских союзов, представители Министерства экономики Республики Беларусь и субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Даже не стоит пытаться приукрасить картину: ситуации с развитием предпринимательских объединений, предоставленными им возможностями и, как итог, уровнем их участия в формировании экономической политики своих стран в Германии и Беларуси отличаются принципиально. Как подметит в ходе дискуссии Александр ШВЕЦ, председатель республиканского общественного объединения «Белорусская научнопромышленная ассоциация», у двух стран совершенно разные институциональные и ментальные основы, на которых строились и до сих пор строятся модели взаимодействия бизнеса и государства и формируются механизмы координации между различными бизнес-объединениями. В истории Германии имело место продолжительное доминирование частной собственности, а в Беларуси сегодня в отношении к собственности требуется коренная ломка, политическая парадигма у нас, как и прежде, базируется на собственности государственной.

Но, как видно, все течет, все изменяется. Сергей НОВИЦКИЙ, генеральный директор СООО «Хенкель Баутехник», еще во время приветствия немецких гостей на мероприятии отметил необходимость перестройки экономической модели в Беларуси, обусловленную в том числе динамичными изменениями, происходящими во всем мире. В нашей стране такая перестройка тем более необходима, поскольку предпринимательство играет в экономике все более заметную роль. Сегодня за счет бизнеса, в том числе малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, формируется порядка 28 % ВВП, но Правительством поставлена задача довести эту долю минимум до 40 %. Задача непростая. При ее решении как раз и становятся очевидными проблемы организации конструктивного и эффективного взаимодействия с органами госуправления и самоорганизации деятельности предпринимательских объединений.

Вместе с тем даже сами предпринимательские объединения в настоящее время признают роль, которую они играют в развитии экономики, недостаточной. Как подчеркнул Сергей Новицкий, хочется добиться того, чтобы голос предпринимательского сообщества был слышен государству, а рождающиеся в бизнес-среде инициативы оказывали влияние на формирование экономической политики в республике.

То, чего мы добиваемся, к чему еще только стремимся, в Германии уже работает и весьма результативно. В этом можно было убедиться из рассказа господина Уве ХОППЕ, генерального директора Ремесленной палаты земель Восточный Бранденбург. Он руководит ремесленной палатой уже пять лет и об опыте развития предпринимательских объединений рассуждал прежде всего с позиций ремесленников. Эта категория работников в его стране весьма распространена: ремесленные палаты объединяют в общей сложности представителей 130 различных профессий и специальностей. Массовость членства в ремесленных палатах поражает: количество работников предприятий — их членов исчисляется миллионами. Даже трудно сказать, какое из двух чувств возникает первым: удивление от того, как немцам удалось добиться такой массовости в предпринимательской организации, или ощущение силы, которую они собой представляют.

Отвечая на вопросы, немецкий гость все разложил по полочкам. Членство в ремесленной палате… обязательное. Обратите внимание: законодательный акт, который регулирует эти отношения, был принят еще в 1897 г. и по существу работает до сих пор в своей первоначальной форме. На основании этого закона в регионах Германии появились ремесленные палаты (палата земель Восточный Бранденбург создана 10 апреля 1900 г.). Как тут не вспомнить слова Александра Швеца о разнице в ментальных основах?!

Но не меньшего внимания заслуживает то обстоятельство, что ремесленные палаты в Германии являются объединениями общественного права, организациями, осуществляющими косвенное государственное управление. В отличие от непосредственного госуправления, которым занимаются федерация или правительства федеральных земель, косвенное управление происходит через посредников — объединения, учреждения и фонды. И благодаря тому, что в палатах представлены значительные массы предпринимателей, это управление является реальным — не мнимым.

Косвенное государственное управление означает, что государство делегирует таким субъектам полномочия и они реализуют их под свою ответственность. Как и в любом демократическом государстве, ремесленные палаты в Германии подлежат правовому надзору со стороны государства (контролируются выполнение государственных поручений и практическая реализация различных законодательных норм).

Какие же задачи решает ремесленная палата? На первом месте, конечно, — представление и защита интересов ее членов. Понятно, один ремесленник или даже ремесленная группа не в состоянии эффективно отстаивать свои права и вести диалог с государством, но ситуация кардинально изменяется, когда таких членов — миллионы. Между собой, к слову, ремесленные палаты, созданные по всей стране, не разобщены. На федеральном уровне все они образовали своего рода конфедерацию, являющуюся центральным аппаратом управления, координирующую решение разных вопросов.

Палата ведет реестр, в котором должен быть зарегистрирован каждый ремесленник, желающий открыть и вести собственное дело. Серьезное нарушение членом палаты законодательства или установленных требований может повлечь исключение из нее и из реестра ремесленников, что означает невозможность в дальнейшем заниматься своей профессиональной деятельностью. Кстати, об исключении ремесленника из реестра ставится в известность и государственная организация, занимающаяся регистрацией предприятий.

Палата, что немаловажно, осуществляет надзор над профессиональным образованием и ведет реестр учеников: каждый получающий профобразование регистрирует в этом ре- естре договор, в котором фиксируется важная с профессиональной точки зрения информация (скажем, результаты экзаменов). И хранится такая информация в палате долго — до 50 лет.

Немецкая система профессионального образования вообще очень интересная. В ней в отличие от многих стран практическое обучение происходит на предприятиях, а теоретическую подготовку ученики получают в профессиональных школах, попасть в которые они могут только после того, как с ними будет подписан договор с конкретным работодателем. И как отметили участники встречи, одно из преимуществ работы ремесленных палат именно в том, что государство не тратит денег на бесцельную подготовку специалистов. Готовятся только те, кто нужен бизнесу!

Одно из главных направлений работы палаты заключается также в финансово-экономической поддержке и проведении различного рода консультаций для своих членов (например, юридических консультаций, по созданию собственного предприятия и т.д.). В большинстве своем оказываемые услуги не подлежат налогообложению налогом на доходы и НДС. Однако налоги уплачиваются в том случае, когда палата вступает в конкуренцию с частными поставщиками таких же услуг. Например, под налогообложение подпадают услуги по проведению курсов повышения квалификации. Если говорить конкретно о Ремесленной палате земель Восточный Бранденбург, то в целом не облагаются налогами порядка 95 % ее бюджета.

Самое время сказать, как этот бюджет формируется. Одним из источников финансирования деятельности ремесленных палат являются членские взносы, размер которых определяется общим собранием членов той или иной палаты. Кроме того, палаты получают дотации и субсидии. И наконец, в их бюджеты поступают средства от оказания услуг. Хотите конкретные цифры? Пожалуйста! Годовой бюджет Ремесленной палаты земель Восточный Бранденбург составляет 12 млн. евро, из которых треть — членские взносы, половина — дотации и субсидии, а оставшаяся часть — денежные поступления от оказываемых услуг.

Резонный вопрос: а может ли быть реализован опыт создания ремесленных палат на добровольной основе? Его задала Татьяна БЫКОВА, советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства. В своем ответе Уве Хоппе отметил, что примеры добровольного членства в палатах имеются в разных государствах (Польша, Болгария и др.), но успешность каждой палаты при этом зависит от того, насколько мотивированно работают органы ее управления. Проблема, по мнению немецкого эксперта, заключается в том, что представлены в таких палатах 5–10 % «экономической силы» региона и на политическом уровне им крайне сложно добиваться реализации своих инициатив. Политическое лобби, подчеркнул он, создается все же обязательным участием в организации. И в определенной степени экономики Германии, Австрии и других государств стали успешными именно благодаря таким механизмам.

И, честно говоря, эта идея — идея обязательного членства в предпринимательском объединении — кажется многим в Беларуси весьма привлекательной. Есть, конечно, и ее противники, но сначала назовем аргументы в пользу такого решения.

Возможности для эффективного объединения бизнеса на добровольной основе в нынешних реалиях не видит Валерий БОРОДЕНЯ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам. Высказывая «свое субъективное мнение», депутат предположил, что государство могло бы подтолкнуть бизнес-сообщество к такому объединению, чтобы иметь некое консолидированное мнение по обсуждаемым вопросам развития экономики.

Да, некоторые коммуникационные каналы между обществом (и бизнесом, в частности) и государством работают и сейчас. На этот счет Владислав ЩЕПОВ, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экономической политике, привел в пример обсуждение проекта закона об административных процедурах, когда в Парламент в частном порядке поступило 9 предложений, 6 из которых были приняты и вошли в законопроект.

В ближайшее время возможности для взаимодействия на этом уровне расширятся: сейчас проводится работа над новой редакцией Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Документ предусматривает запуск процедуры обязательного общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, которые касаются предпринимательской деятельности, а также процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Предпринимательские организации смогут принимать в ней участие. Поступающие от бизнес-сообщества мнения при этом будут аккумулироваться на специальном Интернет-портале. Но еще раз подчеркнем, государство ищет возможности получать консолидированные мнения бизнеса по обсуждаемым вопросам.

Похожую в чем-то позицию занимает председатель республиканского общественного объединения «Перспектива» Анатолий ШУМЧЕНКО. По его словам, сегодня нет стимулов, которые бы способствовали более активному вступлению предпринимателей в общественные организации, а в отношении таких организаций не выработаны механизмы, которые бы давали возможность им себя проявить. Как выход лидеру РОО «Перспектива» видится обязанность каждого зарегистрированного предпринимателя вступать в общественные объединения. Такое положение, когда предприниматель делал бы выбор между членством в одной организации или в другой, создало бы конкурентную среду для предпринимательских организаций, способствовало бы их развитию и выкристаллизовало специфику каждой. Так, РОО «Перспектива» за 15 лет работы собрало вокруг себя предпринимателей, работающих в розничной торговле.

А вот Владимир КАРЯГИН, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства, председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей», в этом вопросе не столь категоричен. Он настаивает: чтобы бизнес-союзы работали, нужно создавать для их членов преимущества, и быть в союзе должно быть выгоднее, чем оставаться вне его. Плюс совершенно необходима законодательная база, которая бы эффективно регулировала деятельность таких организаций.

И вовсе нецелесообразным копирование опыта обязательного членства в предпринимательских организациях считает Жанна ТАРАСЕВИЧ, сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского. Такой шаг, уверена она, противоречит международным принципам добровольности объединений предпринимателей и нанимателей. Обязательное членство, отметила эксперт, может быть предусмотрено только в саморегулируемых организациях, которым государство делегирует отдельные функции, как в ремесленных палатах Германии. Но и здесь важно помнить: многие отечественные малые и средние предприятия имеют многоотраслевую направленность, и обязанность вступать в различного рода саморегулируемые организации и уплачивать взносы негативно скажется на их финансовом состоянии. Поэтому процесс должен быть поступательным.

Жанна Тарасевич предложила комплекс мероприятий, который помог бы совершить такой переход. Для начала вообще необходимо понять, какую организацию следует считать предпринимательским объединением, а какую — нет. Нужно и уточнение правовых рамок функционирования бизнес-ассоциаций, союзов и общественных объединений в сфере предпринимательства. Система стимулов для предпринимательских организаций может предусматривать, к примеру, введение в отношении бизнес-ассоциаций и союзов понижающих коэффициентов при расчете суммы платежей за аренду помещений, предоставление субъектам права относить суммы вступительных и членских взносов, перечисляемых в объединения предпринимателей, на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, или вычитать их из налогооблагаемой базы. Также следует упростить процедуру регистрации международной технической и иностранной безвозмездной помощи, разрешить бизнес-ассоциациям и союзам заниматься предпринимательской деятельностью в рамках уставных целей и задач, дать возможность использовать упрощенную систему налогообложения…

Однако и в этом, кажется, все присутствовавшие эксперты были единодушны, любые перечисленные выше шаги можно предпринять только после того, как будет сделан первый и главный шаг: государство должно четко определиться, нужны ли ему сильные бизнес-ассоциации.

Вячеслав СКИМН, журнал "Налоги Беларуси", № 43 (475), 17 ноября 2017 г.