Публикацииархив

08 сентября 2022 г.

Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития Беларуси

В книге представлены материалы, отражающие роль, место и стратегические факторы развития малых и средних предприятий в условиях глобализации.

Вице-премьер Петр Прокопович Прокопович посоветовал бизнесменам в Бресте ускоряться и перестраиваться

Распечатать 24.04.2014

В среду, 23 апреля, в Бресте состоялось выездное заседание Совета по развитию предпринимательства в Беларуси с участием вице-премьера Петра Прокоповича.

Строим меньше, живем – лучше?

Сегодня, по мнению экспертов, каждый третий рубль белорусы тратят на импортные товары и услуги. Путей выхода из этой ситуации, в общем-то, не так много. Можно просто волевым решением ограничить присутствие импорта. Но граница-то вот она, совсем рядышком. Для брестчан, например, «сгонять» за покупками особых сложностей не представляет.

Но ведь есть и другая дорога: использовать-таки все возможные ресурсы (в том числе богатую фантазию), чтобы сделать предложения от белорусских производителей более привлекательными. Чтобы покупатель не на словах, а содержимым своего кошелька проголосовал за свое, родное. И тут не последнюю роль может сыграть частный бизнес.

В городе над Бугом немало успешных фирм, которые не первый год уверенно держат свои позиции на зарубежных рыночных площадках, знают о них и отечественные потребители. Однако, как оказалось, именно популярность на своей территории даже у мэтров бизнеса не отличается устойчивым характером. В чем причина? По мнению директора ОДО «Панда» Александра Ласковича, все дело в стереотипах белорусских покупателей.

– Мы выпускаем одежду качественную, модную, лучше, чем продают на рынках. Кроме того, наша продукция находится в средней ценовой группе, что должно привлекать покупателя. Чтобы не быть голословным, такой пример. Школьный комплект, в который входят жилет, жакет, юбка и брюки, обойдется примерно в 1 миллион рублей, – рассказывает Александр Владимирович.

Для наглядности было организовано короткое дефиле. Красивые, в духе времени модели привлекли внимание участников выездного заседания. У минских гостей сразу возник вопрос: почему о продукции «Панды» в Беларуси не знают?

– Знают, – уверенно отвечает директор и добавляет: – Ту же школьную форму мы шьем для целого ряда гимназий Брестчины.

Более того, сегодня фирма прорабатывает вопрос открытия фирменных магазинов сразу в нескольких белорусских городах. «Понимаете, у нашего покупателя еще сильны стереотипы. Вот и покупают турецкое и китайское, в то время когда практически вся Россия одевается в белорусскую одежду», – говорит Александр Ласкович.

Петр Прокопович же, напомнив, что в нашем регионе множество швейных фирм, подчеркнул: «Перестраиваться надо. Что должно быть обязательно, особенно в Бресте: любой предприниматель наряду с импортным товаром должен предлагать и белорусский. Это дело покупателя, какую кофточку взять, китайского производства или от фирмы «Панда», но выбора-то у него нет. Вот и получается, что мы сами создали приоритет для импорта, причем – не всегда лучшего качества».

Генеральный директор СП ОАО «Брестгазоаппарат» Виктор Кузьминчук, знакомивший с производством дочернего предприятия «Гефест-Техника», заметил: продажи известных плит в Беларуси нынче снизились почти на 30 %. Похожая ситуация и на зарубежных рынках, хотя по-прежнему основной объем выпускаемой продукции (около 80 %) идет на экспорт, в большей степени – в РФ. Причину падения спроса у соотечественников Виктор Кузьминчук видит в снижении объемов строительства и в том, что белорусы стали… лучше жить, потому и приобретают бытовую технику по ту сторону границы.

Предвкушение молочного изобилия

Впечатлила членов Совета по развитию предпринимательства и экскурсия по цехам молочной компании «Савушкин продукт». Тем более что ОАО – яркий пример того, как бизнес может и умеет завоевывать отечественный рынок. Как бы ни складывалась конъюнктура продаж на экспортных площадках, свой, белорусский рынок остается приоритетным для одной из крупнейших молочных компаний республики.

Сейчас, по словам генерального директора ОАО «Савушкин продукт» Александра Савчица, одной из главных задач является строительство производственной площадки в Бресте, которое началось в апреле 2013-го. За год успели сделать столько, что просто диву даешься. Александр Савчиц не без удовольствия провел гостей по будущему цеху, где будет запущено производство цельномолочной продукции уже летом этого года.

– Но это еще не все. Площадь объектов, которые мы строим сегодня, составляет 12 тысяч квадратных метров. Сюда, кроме цеха, входят и логистический центр на 6,5 тысяч палетомест, и административно-бытовой корпус, – уточнил гендиректор.

Возможно, через пару лет на внутреннем рынке строительных материалов станет известной и востребованной продукция совсем еще молодого частного предприятия «Городник» (д. Збунин Брестского района), которое занимается деревообработкой. В разговоре с директором Павлом Городником выяснилось, что его мечта гораздо масштабнее того, что уже запущено в действие.

– Хочу заняться выпуском стеновых панелей из древесины по специальной технологии для строительства жилья. Это будет не только экологичный материал, но и очень удобный в сборке, – поведал Павел Алексеевич.

Задумка директора ЧУП пришлась по вкусу Александру Мошенскому, который чуть позже знакомил членов совета и участников заседания с рекреационным комплексом «Шале Гринвуд». «Как раз подойдет нам для второй очереди комплекса», – заметил генеральный директор СП «Санта Импэкс Брест» ООО.

Услуги – «непаханое поле»

Там-то, в «Шале Гринвуд», и проанализировали возможные стимулирующие мероприятия для внутреннего рынка потребительских товаров и услуг, опираясь на увиденное в Бресте. Петр Прокопович подтвердил, что в Беларуси есть всё для развития новых производств и услуг.

– В том числе туристического и гостиничного бизнеса, организации частных детских садов и т.п. Услуги – это вообще непаханое поле… Только вот мы не торопимся реагировать на спрос населения, – сказал Петр Петрович.

Вице-премьер также отметил, что сегодня в наполнении белорусского рынка отечественными предложениями должен как можно активнее участвовать и негосударственный сектор. Да, частный бизнес достаточно хорошо развит и по некоторым направлениям выдает на-гора 80-85 % всей продукции. А можно и нужно еще больше.

Елена Жук, «Вечерний Брест»