29 жніўня 2014 11:15:00
Падводныя камяні дзяржаўна-прыватнага партнёрстваАляксандр Швец, старшыня РГА "Беларуская навукова-прамысловая асацыяцыя"
15 жніўня 2014 10:51:00
«Нельга павялічваць падатковую нагрузку на бізнэс»Аляксандр Калінін, старшыня ГА «Беларускі саюз прадпрымальнікаў»
31 ліпеня 2014 11:28:00
Спрошчаная сістэма падаткаабкладання: метадычны дапаможнік па прымяненніУ метадычным дапаможніку прадстаўлены матэрыялы, якія адлюстроўваюць дзеючы ў Рэспубліцы Беларусь механізм прымянення ССП.
Навiны па тэгах
Аналитический обзор материалов конференции «Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития в Беларуси»
Советом по развитию предпринимательства при поддержке Восточного комитета германской экономики 16 ноября 2016 года была организована конференция на тему «Современные формы организации бизнеса: международный опыт и перспективы развития в Беларуси». В ее работе приняли участие немецкие и белорусские эксперты, парламентарии, представители органов государственного управления, предпринимательских союзов, науки и бизнеса.
Профессор из Германии доктор Роберт Фитен, характеризуя современную мировую экономику, определил ее как «всемирное сетевое взаимодействие цепочек создания стоимости, основанных на разделении труда».
Ее характерными чертами являются:
- - снижение прямых иностранных инвестиций;
- - стагнация мировой торговли;
- - нарастание протекционизма, снижение числа сторонников свободной торговли,
- - нивелирование фактора «дешевизны» новых индустриальных стран (исчезновение преимущества прямых издержек по оплате труда);
- - снижение доли зарплаты и повышение доли капитала в создаваемой добавленной стоимости в результате технологических трансформаций;
- - нарастание объемов инвестирования в Европе и США как свидетельство реиндустриализации.
В этих условиях наблюдаются существенные изменения в функционировании крупных компаний, а именно: объединение стратегии и финансов в холдинг, который практически не вмешивается в оперативные вопросы бизнеса; создание бизнес-подразделений, действующих децентрализованно и ответственных за конкретный результат; создание общих центров обслуживания; аутсорсинг и ауттаскинг неключевых задач.
Отсюда, главными вызовами для экономики становятся сетевая интеграция и цифровая трансформация (дигитализация). Но это же, по мнению немецкого эксперта, одновременно является серьезным шансом для субъектов МСП. В условиях цифровой трансформации образуются новые виртуальные сети по созданию стоимости с новыми возможностями для молодых сервисных предприятий в результате специализации; открываются новые шансы для стратегического сотрудничества малых и средних предприятий с крупными компаниями.
По данным руководителя аналитической группы компании «PricewaterhouseCoopers» Кристофа Штюрмера, сегодня в европейской автомобильной промышленности цепочка добавленной стоимости распределена следующим образом: головной изготовитель – 20-25%, поставщики первого уровня – 30-40%, поставщики второго уровня – 25-40%.
Практика западных стран свидетельствует, что специализированные фирмы, встроенные в цепочку создания стоимости, растут значительно быстрее, чем их заказчики.
Так, в течение 2002-2010 г.г. среднегодовой темп роста оборота предприятий, обеспечивающих в цепочке создания стоимости лишь часть потребностей, превышал темп роста предприятий-интеграторов: в сфере производства полупроводников – в 2 раза, в фармацевтике – в 3,2 раза, в автомобилестроении – в 4,2 раза.
Таким образом, ведущим трендом современной экономики сталоразвитие аутсортинга и субконтрактных отношений, формирование промышленных кластеров.
Доктор экономических наук, профессор Алексей Быков считает, что сегодня в промышленном секторе Республики Беларусь сформировались и могут быть выделены два подхода к организации производства, определяющих альтернативные возможности роста добавленной стоимости и чистого экспорта в экономике.
Первый из подходов условно назван импортозамещающим, второй – аутсорсинговым.
Суть импортозамещающей модели сводится к созданию формальных или виртуальных вертикально интегрированных структур на базе крупных производителей конечной продукции. Цель – сосредоточить внутри экономики производство основных комплектующих и компонентов конечной продукции; результат – высокая добавленная стоимость при сравнительно небольших объемах импорта и экспорта.
Импортозамещение ведет к снижению уровня воспроизводственной открытости экономики, уменьшает риски, связанные с поставками сырья и комплектующих, снижает зависимость предприятий от зарубежных производителей. Оно также стимулирует собственные инновации предприятий, развитие торговой марки. В качестве результата импортозамещения можно назвать ОАО «Минский тракторный завод», ОАО «Атлант», интегрирующие на финальной стадии промежуточную продукцию множества белорусских производителей.
Недостатками политики импортозамещения являются: полная зависимость производителей компонентов от успехов продаж конечной продукции, низкая диверсифицированность сбыта, снижение общей эффективности производственной цепочки.
Аутсорсинговая модель, наоборот, предполагает включение производителей деталей и комплектующих в зарубежные цепочки создания стоимости, а также производство конечной продукции на базе зарубежных деталей и компонентов. Такой подход впервые был реализован предприятиями легкой промышленности, затем – ОАО «Горизонт», потом ОАО «Мотовело» и другими предприятиями. Цель – повысить эффективность производства за счет вывода наименее конкурентоспособных процессов за пределы фирмы; результатом является безубыточная деятельность предприятий, высокая конкурентоспособность конечной продукции, гибкость производства и способность быстро реагировать на изменение конъюнктуры.
На макроэкономическом уровне рост добавленной стоимости проходит на фоне многократного увеличения импорта, поэтому снижение индивидуальных рисков фирм сопровождается ростом макроэкономического риска зависимости от импорта. Деятельность предприятий определяется их ролью в зарубежных промышленных сетях и чаще всего сводится к сборочным операциям. Также существует высокий риск потери промышленного потенциала, квалифицированных кадров, что сопровождается разрывом между наукой и производством.
Поэтому профессором Быковым А.А. предложен третий, альтернативный подход к организации производства – так называемая модель внутреннего аутсорсинга, для реализации которой необходимо стимулировать развитие малого бизнеса, предпринимательства и инноваций в производстве конечной продукции, при этом производство компонентов останется сосредоточенным на крупных предприятиях. Малые фирмы диверсифицируют риски экспорта, наличие между ними конкуренции повышает общую эффективность, при этом макроэкономические риски зависимости от импорта остаются низкими, снижается воспроизводственная открытость экономики.
В рамках предлагаемой модели малые и средние предприятия выступают заказчиками для крупных предприятий и берут на себя риски, связанные со сбытом продукции и обеспечением производственного процесса необходимыми ресурсами. Крупные промышленные предприятия работают на условиях субподряда.
Данная модель позволит крупным предприятиям увеличить уровень загрузки мощностей имеющихся производств за счет частной инициативы с минимальной рентабельностью; для предпринимательского сектора она позволит зарабатывать прибыль без значительных капиталовложений.
Научный сотрудник Рейн-Вестфальского института экономических исследований д-р Михаэль Ротганг, характеризуя особенности кластерного развития экономики Германии, подчеркнул, что кластеры в Германии (как и в других странах) возникли, в основном, без господдержки. Именно пространственная близость предприятий дает во многих секторах и технологических сферах конкурентные преимущества. Однако конкурентоспособность предприятий кластера должна постоянно поддерживаться.
При этом важную роль в кластерном развитии играет политика, поскольку:
- - кластерная политика может поддерживать кластерное развитие и гибко реагировать на потребности секторов и предприятий;
- - кластерная политика может включать очень разные меры поддержки (в зависимости от потребностей кластеров);
- - необходимо тесное согласование между кластерной политикой и другими политическими мерами.
При этом д-р Михаэль Ротганг отметил, что готовых схем или простых рецептов кластерного развития и кластерной политики нет, поскольку в различных секторах имеют место различные вызовы и успешная кластерная политика ориентируется на эти секторальные характеристики.
По мнению менеджера проекта InSITE BAVARIA Яна Шимански, между регионами имеет место конкуренция за инвестиции. Поскольку конкурентоспособность территории зависит от качества и плотности отношений предприятия с внешними учреждениями, необходим интегрированный подход к ее развитию. Это обеспечивается посредством территориального маркетинга, позволяющего вырабатывать стратегию развития компаний с учетом факторных условий, динамики развития связанных и вспомогательных отраслей, условий спроса, отношений с органами регионального управления. Формирование новых цепочек добавленной стоимости и появление кластеров ведут к ускорению промышленного развития региона, наиболее эффективному использованию его потенциала и ресурсов.
Данные выводы являются крайне актуальными для Беларуси, поскольку с 2007 года в республике провозглашен и реализуется курс, предусматривающий переход национальной экономики на путь инновационного развития. В качестве одного из его перспективных направлений является внедрение в практику хозяйствования и управления кластерной модели развития, что предполагает широкое распространение в нашей стране такой формы интеграции науки, образования и производства, как кластеры.
В то же время, по мнению начальника управления Министерства экономики Республики Беларусь Дмитрия Крупского, процесс кластеризации в нашей стране находится на начальной стадии. В условиях отсутствия прямой государственной финансовой поддержки кластерных проектов «органический рост» кластерной активности на основе добровольности и самоорганизации субъектов хозяйствования непосредственно лимитируются как масштабом присутствия сектора частного бизнеса в национальной экономике Беларуси, так и способностью и готовностью субъектов сотрудничать на основе кластерной модели развития.
Сегодня белорусский бизнес – это более 107 тысяч микро-, малых и средних организаций, четверть миллиона индивидуальных предпринимателей. В данной сфере трудится треть экономически активного населения республики.
В то же время доля организаций частного сектора в ВВП страны колеблется в пределах 20-22%, что в 2 – 2,5 раза меньше по сравнению со странами ЕС. По-прежнему имеет место концентрация отечественного бизнеса преимущественно в сферах, не требующих высокой квалификации, специальных знаний и значительных объемов финансовых вложений, отсутствие стремлений к инвестированию, реализации перспективных инновационных проектов. По официальной информации, более 40% малых предприятий и, по оценкам экспертов, до 80% индивидуальных предпринимателей страны сосредоточены в сфере мелкой розничной торговли.
Экономическая роль малого инновационного бизнеса крайне невысока. Более того, внутренняя динамика МСП выглядит малообещающе: микро/малые компании обычно остаются такими в долгосрочной перспективе и не растут до размеров малых/средних компаний, как это происходит во всем мире.
Поэтому одной из задач современного периода в области развития предпринимательства является трансформация количественной динамики данного сектора в качественный рост, повышение его роли и значения в реализации приоритетных направлений социально-экономического развития.
Активизация малого предпринимательства, налаживание кооперационных связей его субъектов с крупными предприятиями будет способствовать совершенствованию промышленной структуры регионов, формированию нового экспортного профиля страны, более глубокой интеграции отечественных предприятий в систему международных производственных отношений.
По мнению доктора экономических наук, профессора Ирины Новиковой, именночерез кластеризацию национальной экономики появляется «окно возможностей» участия отечественных субъектов в новых формах организационно-технологического взаимодействия с известными ТНК. Но при этом речь идет о компаниях, работающих в рамках высоких технологических укладов.
По данным результатов исследования, проведенного научной группой Академии управления при Президенте Республики Беларусь,37 инновационных организаций нашей страны ведут исследования в сферах, достаточно близких и родственных. Приоритетной является медико-биотехнологическая направленность, к ней достаточно близко примыкают исследования ветеринарной, агротехнической и природопользовательской направленности, которые, используя высоких технологических укладов, со временем будут «подтягиваться» к инновационным организациям более высоких технологических укладов.
Кластеризация национальной экономики на основе инновационно-промышленных кластеров порождает основы для структурной перестройки и обеспечивает трансформацию промышленной политики.