Звярнуцца з пытаннем
Меркаваннiархiў

29 жніўня 2014 11:15:00

Падводныя камяні дзяржаўна-прыватнага партнёрства

Аляксандр Швец, старшыня РГА "Беларуская навукова-прамысловая асацыяцыя"

15 жніўня 2014 10:51:00

«Нельга павялічваць падатковую нагрузку на бізнэс»

Аляксандр Калінін, старшыня ГА «Беларускі саюз прадпрымальнікаў»

Публiкацыiархiў

31 ліпеня 2014 11:28:00

Спрошчаная сістэма падаткаабкладання: метадычны дапаможнік па прымяненні

У метадычным дапаможніку прадстаўлены матэрыялы, якія адлюстроўваюць дзеючы ў Рэспубліцы Беларусь механізм прымянення ССП.

Падпiсацца RSS

Навiны па тэгах

Раздрукаваць 03.10.2022

Совет по развитию предпринимательства направил в Совет Министров предложения по развитию производственной кооперации крупных компаний с субъектами МСП

В ходе очередного заседания Совета по развитию предпринимательства были обсуждены состояние и проблемы производственной кооперации крупных компаний с субъектами МСП, а также сформированы предложения по ее развитию.

Как было подчеркнуто в ходе заседания, характерной особенностью развития малого частного предпринимательства Беларуси является низкий уровень сотрудничества и кооперирования его субъектов с крупными предприятиями, ориентация в своей деятельности на готовый продукт и даже развитие конкуренции между ними. Очевидно, что это создает существенные ограничения как для реализации потенциала малых предприятий в сфере специализации отдельных производств, осуществления инновационных разработок и т.д., так и для качественного развития крупных компаний, их быстрой переориентации на постоянно изменяющиеся потребности рынка.

Участниками заседания была представлена практика и изложены позиции относительно преимуществ и недостатков кооперационного сотрудничества с малыми предприятиями, обсуждены перспективы дальнейшего развития производственной субконтрактации, в том числе
в целях замещения импортных поставок деталей и комплектующих.

          Как показали результаты обсуждения, частные крупные и средние компании имеют значительный опыт привлечения малых предприятий
для выполнения контрактов и в большинстве своем оценивают
его как положительный. 

В качестве основных преимуществ субконтрактной формы организации производства отмечались такие как: избавление
от непрофильных производств и работ; сокращение запасов комплектующих на складах; сокращение сроков освоения производства новых изделий; сокращение расходов на рабочую силу и управленческий персонал; снижение стоимости комплектации.

Некоторые из представителей организаций-контракторов отмечали также упрощение производственной и организационной структуры,
оптимизацию состава производственных мощностей, выведение
из эксплуатации периодически используемого оборудования.

В то же время отмечалось, что, несмотря на явные преимущества, субконтрактные отношения с субъектами МСП чреваты для контракторов рядом рисков, ключевыми из которых являются: срыв сроков договорных обязательств, необеспечение требуемых объемов и стабильного качества поставок.

С проблемой несвоевременности выполнения контрактов партнерами-субъектами МСП столкнулись более трети участников обсуждения, а факты нестабильности объемов поставок и недостаточного уровня качества товаров (работ, услуг) отметилипочти 40% участников заседания.

В числе других угроз были названы: риск утечки инсайдерской информации; усиление контрольно-проверочной нагрузки; увеличение трансакционных издержек; проблемы обеспечения синхронности процессов при модернизации выпускаемой продукции или освоении
ее новых видов.

Однако, несмотря на неизбежные риски, по мнению участников заседания, преимущества субконтрактных отношений явно превалируют над их недостатками, и процессы интеграции малых предприятий
в систему кооперационных производственных отношений должны стимулироваться и поддерживаться государством. В связи с этим требуется детальный анализ причин низкого уровня партнерского взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями и выработки мер по их нивелированию.

По мнению членов Совета, ключевым фактором, сдерживающим вовлечение в кооперационные производственные цепочки малых производственных являются их низкие производственно-технические возможности, а именно: устаревшие оборудование и технологии,
не позволяющие обеспечить необходимые объемы поставок и стабильный уровень качества товаров (работ, услуг). Эта проблема осложняется хроническим дефицитом собственных оборотных средств, а также отсутствием доступного долгосрочного кредитования для обновления
и расширения деятельности.  

Проблемами для субъектов МСП-потенциальных субконтракторов являются также высокая стоимость услуг по сертификации и длительность процедур постановки на производство новых видов изделий; обязательность тендерных процедур при закупках товаров (работ, услуг) большинством крупных субъектов; отсутствие необходимой организационной инфраструктуры по налаживанию субконтрактных отношений, системы их информационно-консалтингового и юридического обеспечения.

Кроме того, нередко имеют место случаи формальных
и неформальных ограничений для субъектов хозяйствования государственной формы собственности на закупки сырья, материалов, комплектующих у субъектов малого предпринимательства, размещение
у них заказов на производство отдельных деталей и узлов (выполнение работ, оказание услуг).

В связи с этим задача развития импортозамещения, обеспечения конкурентоспособности продукции посредством углубления специализации и развития производственной кооперации крупных компаний с отечественными субъектами МСП требует реализации комплекса мер, направленных на активизацию частного предпринимательства в сфере производства продукции (работ, услуг),
а также создание организационно-правовых условий для налаживания долгосрочного взаимодействия малых и крупных предприятий.

По мнению участников обсуждения, к числу таких мер относятся:

реализация государственных программ по льготному кредитованию малых предприятий-субконтракторов крупных субъектов;

стимулирование создания с участием частного капитала, в том числе на площадях крупных предприятий, коммерческих организаций
по производству импортируемых деталей, узлов и комплектующих;

стимулирование субъектов хозяйствования государственной формы собственности на закупки сырья, материалов, комплектующих
у субъектов малого предпринимательства, размещение у них заказов
на производство отдельных деталей и узлов (выполнение работ, оказание услуг);

субсидирование части расходов субъектов МСП на прохождение процедур сертификации;

ужесточение требований к крупным компаниям по обеспечению своевременных расчетов с поставщиками-малыми предприятиями;

создание системы информационно-консалтингового и юридического обеспечения процессов производственной кооперации малых и крупных предприятий посредством:

а) развития сети центров производственной кооперации
и субконтрактации, обеспечивающих аккумулирование информации
о потребностях в продукции (работах, услугах), имеющихся производственных возможностях, а также обеспечивающих установление диалога между потенциальными партнерами;

б) консультирования субъектов малого предпринимательства
по вопросам порядка и условий проведения конкурсов по размещению государственных заказов, а также условий участия в них;

в) разработки типовых схем производственной кооперации
и субконтрактации, включая примерные формы договоров, схемы организации поставки продукции (работ, услуг), оптимальные варианты оплаты и т.д.;

г) развития системы правового консалтинга и юридической помощи участникам субконтрактрных отношений (в области подготовки контрактов и кооперационных соглашений, составления протоколов разногласий по договорам, подготовки судебных и арбитражных исков, оценки размеров ущерба и т.д.).

мерапрыемствыархiў