Звярнуцца з пытаннем
Меркаваннiархiў

29 жніўня 2014 11:15:00

Падводныя камяні дзяржаўна-прыватнага партнёрства

Аляксандр Швец, старшыня РГА "Беларуская навукова-прамысловая асацыяцыя"

15 жніўня 2014 10:51:00

«Нельга павялічваць падатковую нагрузку на бізнэс»

Аляксандр Калінін, старшыня ГА «Беларускі саюз прадпрымальнікаў»

Публiкацыiархiў

31 ліпеня 2014 11:28:00

Спрошчаная сістэма падаткаабкладання: метадычны дапаможнік па прымяненні

У метадычным дапаможніку прадстаўлены матэрыялы, якія адлюстроўваюць дзеючы ў Рэспубліцы Беларусь механізм прымянення ССП.

Падпiсацца RSS

Навiны па тэгах

Раздрукаваць 01.03.2021

Инициативы КГК массово вытолкнут предпринимателей в «теневую» экономику

Предложения контролирующих органов сформулированы в отрыве от общей концепции налогообложения и в принципе нарушают баланс сложившейся системы фискальных мер регулирования деятельности самозанятых лиц, ИП и микроорганизаций. Сам факт рассмотрения налогообложения ИП без пересмотра подходов к налогообложению иных форм организации самостоятельной деятельности, на мой взгляд, представляется контрпродуктивным.

Говоря о новых подходахк налогообложению ИП, следует помнить о важности тщательной проработки вносимых предложений с учетом экономической составляющей. Принятие изменений в налоговое законодательство должно происходить в правовом поле с обязательным обоснованием и экономическими расчетами. Нельзя принимать ключевые решения, не оцениввозможных последствий.

Даже при необходимости корректировки подходов к налогообложению, нововведения должны подразумевать долгосрочную перспективу: в текущем году бюджет уже сформирован, внедрение новых методов налогообложения должно проводиться последовательно и не ранее 2022 года.

В сложившейся весьма непростой экономической ситуации считаю целесообразным сохранить единый налог, а ставки по УСН не поднимать.

На более далекую перспективу возможно внедрение дифференцированного подхода к налогообложению ИП, а именно:

- единый налог для ИП, не привлекающих наемных работников, и его поэтапная замена упрощенной системой налогообложения;

- УСН для ИП, работающих с привлечением наемных работников, обороты которых сравнимы с оборотами субъектов хозяйствования-юридических лиц; дифференцирование ставок налога в зависимости от вида деятельности.

Считаю нецелесообразным повышение ставок налога при УСН до размера подоходного налога для ИП, оказывающих услуги по управлению, маркетинговые, консультационные, аудиторские, юридические, бухгалтерские, услуги по предоставлению информации и т.п. Учитывая специфику подобных услуг, подозрения в попытках обналичивания денежных средств путем уплаты услуг специалистов - ИП, привлекаемых на условиях аутсорсинга (консультанты, юристы-лицензиаты, аудиторы, бухгалтера, специалисты по таможенному оформлению, маркетологи, системные администраторы), – безосновательны. Чаще всего, передача на аутсорсинг части вспомогательных функций – это насущная необходимость для множества компаний, которые не в состоянии содержать в штате узких специалистов, тем более что в таких услугах мелкий бизнес нуждается периодически, не на системной основе, иногда несколько часов в месяц. Не говоря уже о том, что специалист высокого уровня вряд ли согласится оформиться на 0,1 или даже 0,25 ставки или в качестве временного работника на срок до 2 месяцев, поскольку многую работу он делает удаленно. Кроме того, трудовое законодательство серьезно ограничивает временными рамками отработки часов таких работников.

Требуют дополнительной проработки и предложения, касающиеся исключения из затрат, учитываемых при налогообложении, стоимости услуг ИП или иного физического лица, которые являются учредителем и (или) руководителем, бухгалтером либо работником коммерческой организации, входящим в ее штат, а также когда ИП является аффилированным лицом этой компании.

С 2019 года в стране действует новая редакция Налогового кодекса, в которой в достаточной мере реализованы антиуклонительные нормы. Попытки запретить совмещение и совместительство профессий и должностей, ограничить возможность аренды личных автомобилей и иного имущества лишь станут дополнительным барьером, затрудняющим работу частных компаний.

Если речь идет об оказании услуг ИП юридическому лицу, в котором эти граждане - ИП работают по трудовому договору, то данное предложение уже реализовано в Налоговом кодексе. С 1 января 2021 года для ИП, оказывающих услуги управления, предусмотренаставка налога 16% (подпункт 1.3. статьи 329 НК).

Что касается ограничения отнесения на затраты арендных платежей, то такой подход актуален скорее для объектов недвижимости и транспортных средств в пределах максимальной амортизации (при минимально допустимом законодательством сроке службе) плюс обязательные налоговые отчисления,и вводить эти ограничения следует для ИП-арендодателей, а не организаций-арендаторов, которые не будут иметь механизма выяснения корректности расчета арендных платежей. Очевидно, что покупать или арендовать у других организаций нужное для работы имущество или нанимать людей со стороны гораздо дороже, так что вместо сокращения затрат будет иметь местоих рост или сворачивание деятельности из-за отсутствия необходимых ресурсов.

Высокая комиссия за снятие наличных ИП – это фактически двойное налогообложение

Предложения, направленные на сокращение наличного денежного оборота, требуют комплексного решения вопроса о стоимости безналичных расчетов в стране (эквайринг, вознаграждения ЕРИП и т.д.). Сегодня увеличение доли безналичных расчетов уже постепенно реализуется в отдельных секторах экономики (например, проект изменений Указа №504 полностью запрещает наличные расчеты по сделкам с транспортными средствами).

Введение высокой комиссии за снятие наличных (13%) по сути означает повторное обложение фискальным платежом одной и той же налоговой базы – выручки ИП свыше 3000 рублей в месяц.

Среди 22-хрекомендаций группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO) для Беларуси, вопрос наличных расчетов не упоминается, что иллюстрирует несостоятельность суждений контролирующих органов о том, что объем наличных денег коррелирует с масштабами коррупции и наоборот.

Взносы в ФСЗН не должны быть дискриминационными

Позиция контролирующих органов о том, что неравенство в налоговой нагрузке между юридическими лицами и ИП компенсируется преимуществами первых в ресурсах и других факторах, не имеет под собой четких оснований.

Основание уплаты гражданами взносов в ФСЗН – это обеспечение пенсионных выплат. Речь о неких социальных обязательствах граждан перед государством вряд ли идет, скорее – наоборот.

По моему мнению, одновременное увеличение ставок налога при УСН, отказ от единого налога и рост взносов в ФСЗН массово вытолкнет предпринимателей в «теневую» экономику.

Ужесточение ответственности - это всегда тупиковый путь

На первых курсах юридических вузов учат: юридическая ответственность должна быть не жестокой, а неотвратимой. Истории не известны примеры построения эффективной экономики и процветающей страны методами уголовного преследования.

В условиях экономического кризиса, вызванного пандемией, последствия которого станут наиболее очевидны в ближайшие несколько лет, необходимо рассматривать перспективы выживания отдельных сфер бизнеса, открытия новых бизнес-проектов и развития действующих устойчивых на рынке субъектов хозяйствования.

Вывод денег из компаний и минимизация налогов с помощью различных схем, в том числе с участием ИП, – явление достаточно распространенное. Но, во-первых, такие схемы, если их основной целью является исключительно занижение налогов, могут и должны разоблачаться в соответствии с законодательством, в котором для этого уже создано множество инструментов, включая знаменитый пункт 4 статьи 33 НК.

Создавая запретительные барьеры против таких схем, в итоге мы получим блокирование работы добросовестных предпринимателей.

Александр Швец, председатель РСПП и РОО «БНПА»

мерапрыемствыархiў