31 ліпеня 2014 11:28:00
Спрошчаная сістэма падаткаабкладання: метадычны дапаможнік па прымяненніУ метадычным дапаможніку прадстаўлены матэрыялы, якія адлюстроўваюць дзеючы ў Рэспубліцы Беларусь механізм прымянення ССП.
Кластер вам в помощь
Что такое кластер? Для одних это модный термин, который, на первый взгляд, не несет вообще никаких материальных профитов. Другие называют группы взаимосвязанных компаний и организаций, собранные на определенной территории, не иначе, как завтрашним днем нашей экономики.
Пока что главная проблема заключается в том, что чиновники на местах и в министерствах, а вместе с ними и бизнес, и госпредприятия не могут ответить на простые вопросы: зачем нам вообще нужны кластеры и кому это выгодно? Между тем примеров успешной работы кластеров полно. В основном все они в развитых и развивающихся странах. Кому, например, не известны Силиконовая долина или «фабрика грез» в Голливуде? Белорусский Парк высоких технологий (ПВТ) также демонстрирует успешный опыт реализации кластерной модели. Когда, условно говоря, конкуренты объединяют усилия, цели и задачи и решают совместные проблемы, повышая конкурентоспособность и своей продукции, и соседской. Правда, кроме айтишников, других серьезных проектов как-то сразу на ум и не приходит.
На прошедшем в Минэкономики семинаре-совещании по вопросам поддержки кластерного развития было поистине жарко. Представители областных властей чуть ли не с порога убежденно заявили: у нас в регионах никаких кластеров нет. Представители министерства в ответ поинтересовались, откуда такая уверенность? Мол, а вы искали? Фактически Минэкономики устроило ликбез для региональных руководителей, чтобы в процессе обучения и обмена мнениями у тех, кто по своему функционалу способен и должен содействовать кластерному развитию, сформировался новый взгляд на мир, в том числе на собственный регион.
В презентации для участников семинара начальник управления науки и инновационной политики Минэкономики Дмитрий Крупский несколько раз обратил внимание на такой момент: объединяясь в кластеры, компании не должны рассчитывать ни на какие льготы и преференции со стороны государства.
— Сегодня кластеры многими воспринимаются как какая-то новомодная штучка, но мы всячески будем пропагандировать выгодность таких объединений, которые серьезно повышают конкурентоспособность национальной экономики, — обозначил Крупский.
О проблемах в регионах, там, где, в общем-то, и должны создаваться кластеры, рассказали представители облисполкомов. Начальник отдела комитета экономики Витебского облисполкома Светлана Медведская основную сложность видит в том, что малый и средний бизнес не чувствует никаких потенциальных выгод для себя от такого объединения:
— Предложите частникам льготы, хотя бы налоговые, и от желающих отбоя не будет, — уверена она.
А зампредседателя комитета экономики Могилевского облисполкома Виктор Красовский приводит такой пример:
— Еще пять лет назад мы собирали в области предпринимателей и директоров крупных предприятий с предложением подумать и попытаться создать кластеры. И вы знаете, все были «за». Но на деле все упирается в разного рода проблемы: интересы вышестоящих организаций, квоты, получение валюты — вопросов масса. Мы думали, что сможем создать «химический» кластер — 10 крупных предприятий готовы были объединиться, но препон оказалось гораздо больше, они и тормозят все движение. У нас без прямой поддержки государства кластеры не сформируются никогда.
Вместе с тем в Минэкономики признают: свести государственный и частный сектор в производственные объединения вряд ли получится. Кластеры — это принципиально иная структура, нежели, к примеру, холдинги. Здесь все должно базироваться на доверии и добровольном участии. Правда, стоит смотреть правде в глаза: пока на всех уровнях не поймут важность таких объединений, пользы не будет. Директор бизнес-инкубатора ЗАО «МАП ЗАО» Сергей Найдович рассказывает о кластерных экспериментах, которые проводят заинтересованные компании. Так, есть «Вечные дороги»:
12 компаний объединились и разработали проект, который предполагает производство дорожного покрытия, эксплуатационный срок которого минимум 25 лет. Ответ на вопрос, что лучше: сделать одну нормальную дорогу или каждый год ремонтировать старую, вроде бы очевиден. Но гарантий, что ответственные органы предпочтут иметь дело с кластером, не имея даже представлений, что это такое, нет.
Получается почти по Оруэллу: «Все равны, но некоторые равнее». Правда, в Минэкономики надежды заинтересовать малый и средний бизнес перспективами объединения в кластеры не теряют. Этому могут поспособствовать и готовящиеся нормативные документы, в частности подготовленный проект Указа «О некоторых вопросах формирования и государственной поддержки инновационно-промышленных кластеров». Заработают ли у нас, по западному образцу, такие объединения, покажет время. Для начала всем заинтересованным лицам нужно прийти к единому пониманию. А его пока нет.